12 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Крестьянский мир в русском искусстве". Она является сокращенным вариантом одноименной экспозиции, с огромным успехом показанной в Государственном Историческом музее в Москве летом 2005 года. На выставке представлено около ста произведений, в том числе древнерусские иконы и живопись XVIII-XX веков.
Значительную часть экспонатов составляют произведения народного искусства из фондов Русского музея. Среди имен авторов - А.Г.Венецианов, И.Н.Крамской, К.Е.Маковский, Ф.А.Малявин, Г.Г.Мясоедов, И.Е.Репин, З.Е.Серебрякова, мастера русского авангарда, чье творчество было связано с крестьянской культурой - Н.С.Гончарова, К.С.Малевич, П.Н.Филонов, а также известные советские живописцы - В.Ф.Загонек, В.И.Иванов, Л.В.Кабачек, А.А.Пластов, братья А.П. и С.П.Ткачевы, К.Ф.Юон.
К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст "Крестьянская пирушка" (конец 1760 - начало 1770-х) А. И. Вишнякова. Полотно, привлекающее своей наивностью и простодушием, несет печать своего времени - "галантного века". Позднее в "крестьянский жанр" вошли мотивы пастбищ и сцены коллективного труда. В 1820-х -1840-х годах к сюжетам из жизни деревни обращались многие художники, однако новое и веское слово в этой сфере удалось сказать только А.Г.Венецианову и его ученикам. Их находки имели перспективное значение для отечественного искусства. Художник писал сцены труда и краткие моменты отдыха работников. Он создал вереницу обаятельных образов пожилых и юных обитателей тверских деревень, показав гармоничную красоту их душ и лиц, врожденное благородство осанки (Гумно. 1822-1823; Девушка на сеннике. 1830-е, Крестьянка Тверской губернии. 1840).
В 1850-е годы черты идеализации в "крестьянском жанре" сменились натуралистическими тенденциями, интересом к деталям, а также бессюжетными жанрами со сценами отдыха селян. Усилилось повествовательное начало, усложнилась композиция. В это же время появилось множество картин с занимательным, порой анекдотическим сюжетом. С начала 1860-х годов, времени социальных и экономических реформ, крестьянский вопрос в известной мере определяет характер развития национальной культуры, так как крестьянская тема стала главной для всех видов отечественного искусства, и, прежде всего, литературы, живописи и музыки. Художники поэтизируют положительные моменты, бичуют и обличают пороки правящих классов, часто идеализируя бедняков (Г.Г.Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861; К.А.Трутовский. Переселенцы из Курской губернии. 1864).
На 1870-е - 1880-е годы приходится расцвет деятельности русских реалистов, членов Товарищества передвижных художественных выставок. В это время художников по-прежнему привлекают печальные моменты из жизни крестьянства (И.Е.Репин. Проводы новобранца. 1879; Н.Д.Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне. Конец 1870-х; В.М.Максимов. Слепой хозяин.1884). Но "бичевание язв" постепенно сменяется поисками положительного начала. Появляются мотивы красоты и изобилия родной земли, любования простым русским человеком ( Г.Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887; И.Н.Крамской. Мина Моисеев. 1882). Особое развитие не только у передвижников, но и в академической живописи получают темы материнства (И.А.Пелевин. Первенец. 1888) и детства (К.В.Лемох. Новое знакомство. 1885; Сестренка. 1890; Лето (С поздравлением). 1890).
В 1880-е-1890-е годы глобальные сдвиги в сознании (кризис народнических идей) совпали с распространением принципов пленэрной живописи. Художники искали новых средств выразительности, "внутренней правды", "отрадного". В эти же годы художники открыли для себя мир сказок и поверий, старых национальных традиций (В.Е.Маковский. Свекор. 1888; А.И.Корзухин. Девичник. 1889). Эти тенденции придали неповторимый колорит искусству того времени.
1900-е годы, на которые пришлись кровопролитная война с Японией и революция, дали сложную картину развития "крестьянского жанра". Она отражает эволюцию отечественной живописи от реализма и импрессионизма к неопримитивизму. Новое слово в решении крестьянской темы в конце десятилетия сказали пионеры нарождавшегося отечественного авангарда, и в этом отразилось его национальное отличие от аналогичных движений в других странах Европы. Особый вкус к изображению жизни деревни имела Н.С.Гончарова.
"Крестьянские жанры" 1910-х годов отразили сложное многоголосье художественных поисков тех лет. В это время интенсивно работают мастера Союза русских художников с их тягой к раскрытию декоративных сторон натуры (Ф.А.Малявин. Две девки. 1910-е). В это же время свой расцвет переживал неоклассицизм, ориентировавшийся на искусство эпохи классицизма и ампира. Причастные этому течению "младшие" мирискусники Б.М.Кустодиев (Лето. 1918) и З.Е.Серебрякова (Крестьяне. 1914) крупным городам предпочитали сельский мир.
В 1920-1930-х годах крестьянская тема играла столь же важную роль в советской живописи, как и тема индустриализации страны, поскольку и в деревне тех лет решалась судьба нового общественного строя. Уже к середине 1920-х годов изобразительное искусство стало важным фактором идеологической и политической работы новой власти, проводником ее идей. Однако, и погруженные в раздумье крестьяне С. В. Герасимова (Крестьянин в картузе. 1925) и П.Н.Филонова (Колхозник. 1931), и лишенные лиц герои К.С.Малевича (Жатва. 1928-1929; Жница. 1928-1929; Девушки в поле. 1928-1929) были своего рода предчувствием трагических судеб русской деревни, понесшей на рубеже 1920-1930-х годах многомиллионные потери во время "ликвидации кулачества как класса".
В годы Великой Отечественной войны крестьянская тема отошла на периферию внимания живописцев. Однако радость беспримерной победы над фашизмом породила, наряду с помпезными официозными работами, множество произведений, замечательных по поэтичности и теплоте чувств, полных солнца, любви к родным просторам, к матери-земле. Автором подобных произведений был А.А.Пластов, полностью посвятивший себя крестьянской теме (Полдень. 1961).
Краткий период наступившей "оттепели" во второй половине 1950-х годов, благотворно сказался на интерпретации крестьянской темы, прежде всего в портрете, где ранее часто сказывалась печать идеологических клише. Портреты крестьян отразили процесс демократизации общества. Они отличаются простотой и разнообразием приемов "подачи" модели, естественностью, свободой поз и жестов (Н.Л.Веселова. Портрет председателя колхоза М.Г.Долгова. 1959; Л.В.Кабачек. Портрет доярки Р.П.Кузнецовой. 1959).
1960-е - 1990-е годы дали чрезвычайно пеструю панораму решений крестьянской темы. Наряду с характерными для предшествующих десятилетий портретами, сценами из современной жизни (Ф.В.Загонек. Гроза прошла. 1960-1961; А.П.Ткачев, С.П.Ткачев. Июньская пора. 1976-1977), создается значительное количество своеобразных историко-бытовых работ. Одной из лучших является картина В.И.Иванова "Семья. 1945 год" (1957-1964), рассказывающая о первых днях мирной жизни после победы над фашизмом. Его холст - характерный образец "сурового стиля", изображает торжественную крестьянскую трапезу, где за внешней сдержанностью эмоций скрываются глубокая нежность и радость вновь обретенной целостности.
На выставке, кроме шедевров живописи, показаны уникальные произведения народного искусства. Они призваны отразить разные стороны крестьянской жизни и многообразные проявления талантов из народа.