Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по печати и кинематографии и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Семья крепостных художников Аргуновых". Выставка к 150-летию Третьяковской галереи. Пресс-показ 22 сентября в 12.00. Вернисаж в 16.00. Выставка открыта с 23 сентября по 6 ноября 2005.
В 2004 году исполнилось 275 лет со дня рождения художника Ивана Петровича Аргунова, в нынешнем - 235 со дня рождения его сына, живописца Николая Аргунова. Масштабный музейный проект посвящен творчеству замечательной династии крепостных мастеров, судьбы и творчество которых неразрывно связаны с историей знаменитого рода графов Шереметевых. В числе 130 живописных и графических работ из музеев Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Самары, Нижнего Новгорода, Ярославля, Ростова Великого и частных коллекций - произведения И.П.Аргунова и двух его сыновей, Николая и Якова.
Аргуновы, крепостные князей Черкасских, перешли во владение графа Петра Борисовича Шереметева в качестве приданого его жены, урожденной княжны В.А.Черкасской. П.Б.Шереметев - сын основателя рода, знаменитого генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, получившего от Петра первый в России графский титул. Петр Борисович был успешным придворным, а также коллекционером и меценатом, устроителем увеселительной резиденции в Кускове. Именно он, любитель искусств, поощрявший крепостные таланты, был патроном Ивана Аргунова. Главной страстью его сына, известного своей благотворительностью графа Николая Петровича, был театр, который он построил в Останкине, оборудовав его по последнему слову техники. Почитатель музыки и живописи, Н.П.Шереметев способствовал развитию таланта Николая Аргунова, в доказательство чего освободил его и его брата Якова от крепостной зависимости.
Подобно своим владельцам, крепостные мастера Аргуновы славно потрудились на ниве русской художественной культуры середины ХVIII - начала ХIХ века. Известен целый ряд имен представителей этой талантливой семьи: Алексей Аргунов - "урных дел мастер" (каменщик, лепщик), архитектор Федор Семенович - один из создателей ансамбля в Кускове и Фонтанного дома в Петербурге; двоюродные братья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына - архитектор Павел, участвовавший в постройке Останкинского дворца-театра, и художники - портретисты Николай и Яков. Нередко пути художников и архитекторов пересекались в работе над созданием одних и тех же памятников.
Около 50 работ из числа представленных в экспозиции принадлежат кисти И.П.Аргунова (1729-1802). До сих пор остается невыясненным вопрос, где и у кого проходило обучение живописца. Считается, что его наставником был немецкий художник Г.Х.Гроот, работавший при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Свои ранние произведения - иконы для придворной церкви Большого Царскосельского дворца и для Воскресенского Новоиерусалимского монастыря - И.Аргунов исполнил по приглашению Гроота. На выставке представлены три сохранившиеся композиции: "Иоанн Дамаскин" (1749, ГМЗ "Царское Село"), "Спаситель" и "Богоматерь" (оба - 1753?, ГРМ). В их исполнении очевидно влияние стиля рококо. В духе рокайльной живописи исполнена и единственная историческая картина И. Аргунова "Умирающая Клеопатра" (1750, ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкий и изящный образ.
Во всей полноте творческие возможности художника реализовались в портрете. Иван Аргунов принадлежит к славной плеяде русских мастеров середины ХVIII века, которые своим творчеством подготовили блестящий расцвет этого жанра в русском искусстве второй половины ХVIII века.
В ранних портретах - парном изображении князей Лобановых-Ростовских (1752 и1754, ГРМ), - еще проявляются традиции русской парсунной живописи. Но уже вскоре, на рубеже 1750-1760-х годов, творчество Ивана Аргунова достигает своего расцвета. В "Портрете неизвестного художника" (возможном автопортрете), "Портрете неизвестной" (жены художника?) (оба к.1750-х - н.1760-х, ГРМ) и особенно в портретах Хрипуновых (1757, Останкино) живописец, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения - интимного портрета. Это едва ли не первое воплощение нового представления о человеческой личности, ее внесословной ценности. С особой теплотой художник писал детей. Среди детских портретов непосредственностью и подкупающей правдивостью образа выделяется портрет калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767, Кусково).
Большое место в творчестве И.Аргунова занимали парадные заказные портреты. Самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника: графа П.Б.Шереметева (1760) и графини В.А.Шереметевой (1760-е, оба - в Останкине). Исполнял живописец и изображения высочайших особ, прибегая в этих случаях к уже известным иконографическим образцам. Так, оба портрета императрицы Елизаветы Петровны (рубеж 1750-х - 1760-х, Кусково, Останкино) являются фрагментарными копиями оригинала Луи Токе 1758 года.
В 1770-е годы И.Аргунов, занятый обязанностями управителя Миллионным домом Шереметева в Петербурге, мог уделять гораздо меньше времени творчеству. Среди немногих произведений этого периода - одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника: "Портрет неизвестной в русском костюме" (1784, ГТГ). На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая - о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова в сценическом костюме.
С конца 1780-х годов И. Аргунов, назначенный управителем Московского дома Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа, совсем отошел от занятий искусством.
Иван Петрович Аргунов был педагогом, сыгравшим видную роль в развитии национального художественного образования до открытия в России Академии художеств. В его мастерской еще в 1753-1758 годах обучались трое "спавших с голоса" певцов придворной певческой капеллы: А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, впоследствии - преподаватели Академии. Учениками И.Аргунова были и его сыновья: Павел - архитектор, принимавший участие в постройке Останкинского дворца-театра, и живописцы Николай и Яков, унаследовавшие от отца талант портретиста.
Николай Аргунов (1771 - после 1829) начал работать как художник очень рано, в восемнадцатилетнем возрасте. В его первых произведениях заметно влияние отца. Так, "Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой" (1789, Кусково) Н.Аргунова типологически близок знаменитому "Портрету неизвестной в русском костюме" Ивана Аргунова. Многие полотна Николая Аргунова близки произведениям его отца и своим эмоционально-образным строем. Среди самых проникновенных и одухотворенных образов, созданных художником, - два портрета графини Прасковьи Ивановны Шереметевой (начало 1800-х, оба - в Кускове), бывшей ведущей крепостной актрисы и певицы шереметевского театра Ковалевой-Жемчуговой. Продолжая традицию отца, Н.Аргунов запечатлел целый ряд образов московской интеллигенции, купечества, неслужилого дворянства.
В ходе подготовки к выставке, проведя экспертизу и сравнительный анализ, исследователи ГТГ ввели в научный оборот 4 новых портрета Николая Аргунова. Их можно увидеть на выставке в числе других 50 полотен художника.
Младший сын Ивана Аргунова, Яков (1784 - после 1830), более известен в качестве графика и иллюстратора изданий Д.Н.Бантыша-Каменского и П.П.Бекетова. Среди 20 представленных в экспозиции работ - несколько живописных портретов и ряд гравированных, которые были созданы по исполненным Я.Аргуновым оригиналам.