Сорок пять лет назад, 20 октября 1960 года, Музей изобразительных искусств Республики Карелия впервые открыл свои двери для посетителей. За это время он приобрел широкую известность не только в стране, но и за ее пределами. Сегодня музей является обладателем ценнейших фондов и коллекций. Его собрание, насчитывающее более 14 тысяч произведений, постоянно пополняется. Каждые пять лет, накануне дня рождения, музей открывает ставшую традиционной Выставку новых поступлений и реставрационных открытий. Она подводит своеобразный итог собирательской и реставрационной деятельности за минувшее пятилетие.
За период 2001-2005 годов собрание музея увеличилось на 400 произведений. Настоящая выставка включает 120 экспонатов, пополнивших коллекции иконописи, декоративно-прикладного, современного карельского и отечественного искусства. Основными источниками поступления произведений явились дары художников, наследников, частных владельцев Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Петрозаводска. Значительно пополнилось собрание за счет безвозмездной передачи работ из Министерства культуры РФ (ГМВЦ "РОСИЗО"), Научно-исследовательского музея Академии художеств, а также закупок Министерства культуры Республики Карелия. Экспозиция состоит из трех основных разделов, в которых расположены наиболее интересные, характерные работы, пополнившие основные коллекции музея.
Невелик по объему раздел иконописи, народного и декоративно-прикладного искусства. Он расположен в одном, вводном зале экспозиции, и включает 25 произведений. Украшением раздела являются две уникальные иконы XVII и XVIII веков, поступившие в дар от москвичей Н.А.Плигиной-Камионской и Ю.А.Рыбчинского. Здесь же представлены редкие образцы народного искусства Карелии - ларцы, прялки, повойники, традиционная вышивка и др., а также изделия из фарфора XVIII и XIX веков. В этом разделе выделены работы реставраторов, восстанавливавших произведения из фондов музея Натальи и Ильи Кагачевых, Сергея Плохова, Натальи Зотовой (КГКМ), Галины Фроловой (Музей-заповедник "Кижи"), Татьяны Румянцевой (МИИ РК).
В трех следующих залах представлен раздел карельского искусства. Он включает в себя живопись и графику художников Карелии. В основном произведения выполнены на рубеже ХХ - ХХI вв. Исключение составляют "Девочка с собакой" (1910-е гг.) В.Попова(приобретена членами общества "Друзья музея"), рисунки Г.Стронка к его картине 1939 года "Пушкин после дуэли" и ряд других.
Среди живописных работ можно выделить картины Е.Пеховой "Последний иван-чай", "Перед восходом солнца", а также работы С.Терентьева, А.Власенко, В.Иваненко. Графика представлена произведениями, выполненными в оригинальных техниках. В последние десятилетия в искусстве Карелии на смену гравюре пришли акварель, пастель, гуашь и различные смешанные техники - то, что в современном мире искусства получило термин "Art on a paper" - "Искусство на бумаге". Среди наиболее интересных произведений можно отметить акварели Н.Кошелевой и А.Каштанова, работы Тамары Юфа "Месяц сонных рыб" и "Прозрачная осень", компьютерную графику А.Трифонова из серии "Генетическая память".
Самостоятельный раздел на Выставке новых поступлений составляют произведения, пополнившие коллекцию отечественного искусства. Эта коллекция, представляющая творчество художников Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, является одной из крупнейших в собрании музея. За последние пять лет она увеличилась более чем на 300 произведений живописи, графики и скульптуры.
На выставке представлено 60 произведений 35 авторов. Это наиболее характерные работы мастеров России нескольких поколений. Преобладают вещи, созданные в период 1970 - 90-х годов, что позволяет объединить их по стилистическим признакам и обозначить некоторые характерные тенденции в развитии искусства этого времени.
Отдельный раздел составляют работы художников Москвы и Санкт-Петербурга (Витолло Б.Э., Глебов Ф.П., Копытцева М.К., Непринцев Ю.М. и др.) - приверженцев классических традиций.
Особое место в экспозиции занимают произведения художников, проявляющих интерес к эмоциональным возможностям живописи, к созданию ассоциативных, образно-пластических решений (М.Талашенко, А.Жевакин, В.Кулаков, Э.Жаренова и др.).
В отдельном зале представлено творчество ленинградских мастеров - В.Волкова, Б.Калаушина, Г.Молчановой - последователей В.Стерлигова и П.Кондратьева. В их произведениях заметен интерес к развитию традиций русского авангарда. Каждый из представленных авторов по-своему индивидуален, но всех объединяет стремление отойти от натурного изображения к созданию пластической формулы (как в графике, так и в живописи). Близок к ним концептуалист Тимур Новиков, а также петербургских художники И. и Ю. Грецкие.
В сентябре 2005 года Музей получил в дар работы московского художника Мюда Мечева и санкт-петербургского мастера Евгения Орлова.
Выставка подводит итоги определенному этапу собирательской деятельности музея и намечает перспективы дальнейшего комплектования этой коллекции.