В Приказной палате Псковского Кремля 10 августа Псковский музей-заповедник открыл новую выставку «Сохранённая традиция».
На выставке представлено 18 копий фресок из фондов Псковского музея-заповедника (сюжеты монументальной живописи из росписи соборов - Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и церкви Успения Богородицы в с. Мелетово). Копии выполнены студентами и преподавателями Санкт-Петербургской Академии Художеств, которые около 30 лет проходят практику в Псковском музее-заповеднике. Живописные копийные работы выполнены на холсте и бумаге.
Псковская художественная школа оставила заметный след в истории древнерусской культуры. У истоков ее формирования стоял выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи - Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Храм был создан по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Собор возводили новгородские мастера из известняковой плиты и плинфы (крупноформатный кирпич домонгольского времени). В перестроенном виде этот тип храма был использован при строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.
Составителем программы росписей, которая имеет свои особенности, определенные конкретными задачами религиозного просвещения псковской паствы был новгородский владыка Нифонт. Особое место занимают крупномасштабные композиции: «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря» «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Здесь представлены события малого
христологического цикла: «Молитва Христа в Гефсиманском саду», «Уверения Фомы», а также сцены притч, чудес и исцелений («Христос и самаритянка», «Воскрешение дочери Иаира», исцеление расслабленного, слепорожденного, сухорукого, прокаженных, бесноватых). До наших дней сохранилось не менее 85% первоначальной живописи.
Ансамбль фресковой живописи Спасо-Преображенского собора имеет непростую судьбу. В позднем средневековье фрески XII в. были забелены и обнаружены только в 1858 г. При участии академика В.В.Суслова они были раскрыты в 1889-1893 гг., но вскоре вновь были записаны клеевой живописью мастерами бригады Н.М.Сафонова. В 1969-1984 гг. производились работы по укреплению красочного слоя и снятию клеевого поновления бригадой реставраторов «Росреставрации» под руководством Д.Е.Брягина. В настоящее время реставрационные работы возобновлены и производятся под руководством В.Д.Сарабьянова.
Следующим по времени создания и объему сохранившейся живописи является фресковый ансамбль собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Каменный храм из известняковой плиты в Снетогорском монастыре был построен в 1310-1311 гг. В 1313 г. стены собора были расписаны местными мастерами. В то время в других русских землях
строительные работы были приостановлены после монголо-татарского разорения. Псковские мастера работали с большой живописной свободой, в ряде случаев отступали от традиционных композиционных схем, вводили иконографические новшества, писали в смелой и энергичной манере. Художественный язык снетогорских фресок отличается непосредственностью и импульсивностью. Лишь недавно полностью раскрытые из-под побелки фрески, представляют собой уникальный ансамбль. Здесь нашли отражение те своеобразные черты, которые характерные для псковских монументальных ансамблей XIV-XVI веков. В конхе центральной апсиды помещено изображение Богоматери в редкой иконографии – Богоматерь восседает на троне с младенцем на коленях, а правая ее рука поднята вверх, указывая на соседнюю композицию «Теофания», где изображалось явление Бога одному из пророков. На северной
стене собора на всю ее высоту находится огромная многофигурная композиция «Успения Богоматери». В западной части собора располагается пространная композиция «Страшного суда», не имеющая по своей полноте аналогий в монументальной живописи. В куполе, на сводах и стенах собора традиционно располагаются христологический и богородичный циклы.
Последней в ряду сохранившихся ансамблей фресковой живописи стоит церковь Успения Богородицы в селе Мелетово под Псковом. Храм на погосте был возведен в 1461-1462 гг. на средства псковских посадников и бояр Зиновия Михайловича, Якова Ивановича Кротова и Ивана Захарьевича Пучкова. В 1465 г. церковь Успения Богородицы была расписана. В работе принимали участие псковские иконописцы. Выразительный облик персонажей, свободные жесты и наклоны фигур, особая размашистая манера письма присущи этим фрескам. Система росписи традиционна: изображение Спаса Пантократора в куполе, на стенах и сводах христологический и богородичный циклы. В центральной апсиде располагаются «Евхаристия» и «Служба Святых отцов». Но и здесь встречаются редкие и уникальные иконографические композиции. Среди них композиции «Явление Богоматери игумену Евстафию», «Канон на исход Души», «Моисей и Аарон в Скинии завета», «Галла Милостивая на смертном одре», сцены из жития пророка Ильи, сцена из Сказания об Анте-скоморохе. В жертвеннике располагается комплекс изображений, объединенных темой покаяния и евхаристической жертвы: «Причащение Марии Египетской», «Жертвоприношение Авраама», «Чудо о жидовине», «Видение Петра Александрийского», поясные и ростовые фигуры мученников.