Свыше 600 произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства, графики, живописи показаны в залах Главного штаба (бывших апартаментах министра иностранных дел Российской империи).
Некоторые интерьеры сохранили отделку, выполненную по рисункам знаменитого архитектора, автора Главного штаба, Карла Росси. Геральдические орлы издавна являлись символами крупнейших европейских держав - России, Австрии, Пруссии. В 1804 году трон новой империи "под знаком орла" воздвиг для себя Наполеон Бонапарт. Со времен Рима ни одно европейское государство не достигало той степени могущества, на которую возвел Францию Наполеон, демонстративно объявивший свою державу наследницей великого Рима. Римские воинские атрибуты стали непременным орнаментальным мотивом нового стиля в искусстве, получившего название "empire" - стиль Империи. В отличие от французского стиля Империи внешне родственный ему классицизм эпохи Александра I не был сосредоточен на фигуре императора: 'русский ампир' был одушевлен идеей национального единства.
Наиболее ярко стиль ампир проявился в произведениях декоративно-прикладного искусства. Идеи, волновавшие европейское общество, находят свое отражение в росписи фарфора, в орнаментальном декоре бронзовых изделий, в изобразительных мотивах, украшающих камеи, шпалеры, стекло.
Художники, разрабатывавшие проекты различных произведений прикладного искусства, нередко обращались к сборникам орнаментов, среди которых пользовались особой известностью увражи французских архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена. (Консоль "Морское дно" (бр. Жакоб, Париж), туалетный стол (М.-Г. Бьенне по проекту Ш. Персье). Нововведениями ампира стали туалет с зеркалом "псише", жардиньерки - специальные столики для цветов. Великолепным примером русского ампира служит гарнитур, исполненный в 1817 - 1818 гг. в мастерской И. Баумана по рисункам Карла Росси. Особой страницей деятельности архитектора явилось создание проектов для изделий из камня и стекла; ряд из них показан на выставке.
В оформлении мебели, бронзы, фарфора широко использовались египетские мотивы, мода на которые широко распространилась после экспедиции Наполеона в Египет. "Египетский" фарфоровый сервиз, насчитывающий 146 предметов, был подарен Александру I в 1808 г. Фарфоровый десертный сервиз, принадлежавший Евгению Богарне, пасынку Наполеона, наделен всеми особенностями, присущими парадным сервизам стиля ампир (мануфактура Диля и Герара, Париж, нач. XIX в). Важнейшим элементом декоративного убранства интерьеров являлась художественная бронза. На выставке можно увидеть работы прославленного французского скульптора, бронзовщика, чеканщика П.-Ф. Томира: каминный гарнитур с канделябрами и часы "Минин и Пожарский", круглое панно с шестью канделябрами по краю, пара ваз-амфор с фигурками вакханок.
Одна из интереснейших частей экспозиции посвящена костюму. Представлены, главным образом, военные мундиры офицеров, богато украшенные шитьем. Яркое выражение стиль Империи нашел в антикизированных формах кавалерийских касок и кирас, орнаментации киверных гербов, в художественном решении знаменных наверший и маршальских жезлов, в богатстве декора наградного и парадного оружия. Украшением выставки можно считать придворные костюмы Евгения Богарне - малый коронационный костюм вице-короля Италии и плащ, в котором он присутствовал на церемонии коронации Наполеона 2 декабря 1804 г. Среди картин, по преимуществу портретов, важное место принадлежит полотну Ораса Верне 'Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже', исполненной в 1838 г. по заказу императора Николая I. На холсте изображены знаменитые наполеоновские генералы на одном из парадов 1808 - 1809 гг. Работа неизвестного художника с оригинала Дж. Серанжели посвящена историческому событию и названа 'Александр прощается с Наполеоном в Тильзите'.