Иногда профессия музейного сотрудника подбрасывает увлекательнейшие истории. Сотрудник, сооружая мосты через время, убеждается в верности изречений: "как тесен мир" и "все люди - братья".
Так случилось и со мной: составляя карточки научного описания на иллюстрации В.В.Коновалова к произведениям Н.В.Гоголя, хранящиеся в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиале Радищевского музея), я вдруг обнаружила в книге поступлений запись в графе "Время, способ и источник поступления": "Поступили в июле 1961 года от В.М.Белозёровой". Я знала, что бабушку моего мужа В.В.Белозёрова звали Верой Михайловной, уж, не от неё ли поступили эти работы? Но как они к ней попали? Ответы на эти вопросы пришлось искать в семейных и государственных архивах.
Оказалось, что у Веры Михайловны удивительная судьба: она родилась 7 января 1893 года в дворянской семье Михаила Валерьяновича Рыбицкого (1864 - 1933), почётного гражданина Саратова, с 1897 по 1919 год возглавлявшего типографию Саратовского губернского земства. С большой долей уверенности можно сказать, что именно через него попали иллюстрации В.В.Коновалова к старшей дочери - Вере Михайловне.
История семьи М.В.Рыбицкого таила много любопытных подробностей и связей. Михаил родился в имении Бессоновка Пензенской губернии, принадлежавшем его бабушке по материнской линии Ларионовой Любови Петровне. Его мать умерла при родах, поэтому его кормилицей стала крестьянка Бурыкина, которая вскармливала и свою новорожденную дочь Анну.
Дети с детства были неразлучны, а позже, полюбив друг друга, стали мужем и женой, живя в гражданском браке. Несмотря на прошение М.В.Рыбицкого, Александр II не дал разрешение на брак дворянина и крестьянки. Их дочери: Вера, Софья и Надежда носили фамилию матери, только по достижении четырнадцатилетнего возраста двух дочерей в 1908 году Саратовский окружной суд удовлетворил прошение дворянина М.В.Рыбицкого об усыновлении внебрачных детей. Вера, старшая дочь, была любимицей отца. Он делал ей хорошие подарки, брал с собой в Москву и Петербург, где они бывали в театрах, парках, цирке. Это особенно запомнилось тринадцатилетней Вере, и она свои впечатления описала в своём дневнике.
Во время поездок в Петербург отец с Верой посещали своего двоюродного брата Габленц Александра Фёдоровича - певца Петербургского Императорского оперного театра, женатого на племяннице известных художников В.Е. и Н.Е. Маковских - Марии Дмитриевне. Так судьба искусно переплетает людские судьбы!
Михаил Валерьянович и Анна Васильевна очень гордились своими дочерьми. Вера в 15 лет окончила основной курс Хвалынской женской гимназии с высокими оценками и знанием французского и немецкого языков и 8 дополнительный класс по изучению русского языка и методике его преподавания.
Она всю свою жизнь посвятила преподаванию русского языка и литературы, с 1911 года, будучи домашней учительницей, а позже в советское время, работая в школах города.
Вторым её увлечением было собирательство предметов старины. У неё был домашний музей. Наверное, потребность в создании памяти, продолжающегося материального существования человека тогда, когда человека уже не существует, толкала наших бабушек вести семейные альбомы, передавать обручальные кольца дочкам и внучкам.
Сейчас, рассматривая старые фотографии, рождественские и пасхальные поздравительные открытки в альбомах Веры Михайловны, читая её дневники, мысленно благодаришь её за возможность прикоснуться "ко временам давно минувшим" и почувствовать свою сопричастность к ним. Она любила рисовать, была увлекательной рассказчицей, обладала поэтическим даром, писала сказки. Этими своими талантами она щедро делилась с детьми, своими и чужими. Они особенно пригодились ей в годы Великой Отечественной войны, когда в Хвалынск были эвакуированы тысячи детей из Ленинграда и Минска. Учителя заменяли им матерей.
После окончания войны Вера Михайловна вела переписку со своими воспитанниками. Многие из них с тёплой благодарностью вспоминали о своей учительнице, которая в трудное время помогала, как могла, переживать трудности.
Её собственные дети (в 1922 году она вышла замуж за П.К.Белозёрова) - Виктор Петрович Белозёров (1924-1999) и Борис Петрович (Род.1932 г.) унаследовали от матери многие таланты: старший, проработавший всю жизнь в Хвалынском консервном комбинате инженером, оставил летопись истории создания этого производства в городе. Младший стал академиком, профессором, доктором исторических наук, кандидатом юридических наук, автором ряда статей и книг. Вера Михайловна с детства прививала им любовь к истории, собирательству.
Её собственная коллекция насчитывала около тысячи экспонатов, среди которых были иллюстрации, с которых и началась история поиска семейных корней семьи Белозёровых.
Иллюстрации В.В.Коновалова к произведениям Н.В.Гоголя были выполнены художником в 1902 году по заказу Саратовского земства, которое хотело отметить пятидесятилетие со дня смерти Н.В.Гоголя изданием его избранных произведений. Но по каким-то причинам: видимо не нашлось благодетельной руки, покровителей и меценатов, издание не было осуществлено.
Иллюстрации В.В.Коновалова, за которые автору было заплачено, так и остались в типографии Саратовского губернского земства, которую возглавлял М.В.Рыбицкий, и после революции хранились у него, а после его смерти (последние годы жизни провёл в Хвалынске, где и умер в 1933 году) попали к его старшей дочери - Вере Михайловне.
В 1961 году, когда в Хвалынске организовывалась картинная галерея при краеведческом музее, она сочла своим долгом передать 39 иллюстраций к повестям Н.В.Гоголя "Нос", "Заколдованное место", "Пропавшая грамота", "Женитьба", "Ночь перед Рождеством" в Хвалынский музей, а 12 иллюстраций к поэме "Мертвые души" - в Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н.Радищева. Так, наконец, они стали музейными экспонатами.
До конца своей жизни (умерла в 1971 году в Хвалынске) Вера Михайловна поддерживала связь с краеведческим музеем, по её инициативе в 1969 году иллюстрации были оформлены и показаны на небольшой выставке, приуроченной к 160-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Эти иллюстрации пришли к нам из прошлого, Вера Михайловна Белозёрова принесла их в музей, чтобы эту частицу былого передать будущим поколениям, чтобы не прервалась связь времён…
Этот её дар заставил меня провести "специальное расследование", позволившее узнать историю и моей семьи.
Научный сотрудник художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина - Белозёрова С.В.