20 мая в Калининграде в залах областной Художественной галереи открылась выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника "Святая Русь".
Каждый народ должен иметь свои святыни, опираться на памятники культуры в самом широком понимании этого слова. Культура - это не только театр, музыка, литература, изобразительное искусство. Это и наука, и образование, и наша историческая память, освященные веками традиции, моральные и нравственные ценности. Культура россиян имеет тысячелетние корни. Один из регионов, где наряду с Киевом и Новгородом происходило ее формирование, закладывались основы нынешней цивилизации, - Владимиро-Суздальская земля.
Привезенная в Калининград выставка "Святая Русь" Владимиро-Суздальского музея-заповедника - скромная попытка в нескольких штрихах малую толику ее культурного наследия, которое не только сохранилось в этом крае, но в силу своего высочайшего уровня было востребовано Москвой, питало ее государственность и культуру.
Когда мы говорим: "Святая Русь", то перед нашим мысленным взором встают владимирские белокаменные храмы XII века: Успенский собор с фресками великого Андрея Рублева, Дмитриевский собор с неописуемым богатством фасадной резьбы, несравненная по изяществу архитектурных форм церковь Покрова на Нерли, владимирские Золотые ворота - уникальный памятник военного зодчества и конечно же сказочный Суздаль. Яркое представление об этих святынях дают замечательные фотографии В. Ю. Кеслера, побуждая увидеть их наяву.
Несмотря на колоссальные утраты, которыми сопровождалась история края, не все, к счастью, развеяно и погибло. Как одно из самых значительных в стране известно собрание иконописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В нем более 2000 произведений. Среди них "Богоматерь Боголюбская" (около 1158 г.), "Богоматерь Максимовская" (1299 г.), "Богоматерь Владимирская" кисти Андрея Рублева. Широко представлены памятники XVI - XVII веков. Иконы семи столетий ( с XV по XXI век) смогут увидеть посетители выставки, в том числе ряд икон, связанных непосредственно с историей Владимирской земли.
В середине XII века Андрей Боголюбский вывез из Вышгорода - княжеской резиденции под Киевом знаменитую икону Богоматери, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукою. Став Владимирской, икона получила общерусскую известность и как величайшая святыня стала впоследствии покровительницей Москвы.
В разное время с иконы сделано несколько списков. Два из них представлено на выставке - один безымянный, другой исполнен в 1660 году знаменитым художником Симоном Ушаковым. На двух иконах, включенных в состав выставки, изображены канонизированные владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, сложивший голову в битве с татаро-монголами, Глеб, Александр Невский. Икона "Происхождение честных древ" представляет интерес не только как одно из ранних воплощений этого сюжета в древнерусской живописи, но и тем, что суздальское предание связывает эту икону с именем великого московского князя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой , посетивших Покровский монастырь в начале XVI венка. Посещение Суздаля и его святынь было одним из ритуалов Московского царствующего дома.
Иконописное искусство, возникшее на Владимирской земле в XII веке, не угасло и поныне. В поселке Мстера, всемирно известном искусством лаковой миниатюры, создаются и иконы. Два иконописных произведения работы современных мстерских художников предлагаются вниманию посетителей выставки.
Любители старинных фолиантов оценят несколько первоклассных образцов древнерусских рукописных и старопечатных книг, в том числе роскошное рукописное Евангелие начала XVII века с автографом Д.М. Пожарского, героя событий Смутного времени, руководителя народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от захвативших ее поляков.
Три восточнославянских народа - русский, украинский и белорусский, несмотря на политическую обособленность, всегда поддерживали культурные связи. Свидетельство тому сохраненный на Владимирской земле редкий экземпляр Апостола 1574 года --первой печатной книги на Украине, изданной во Львове русским первопечатником Иваном Федоровым.
В краткой статье невозможно остановиться на достойных всяческого внимания ювелирных изделиях из древнего Владимира - по развитию декоративно-прикладного искусства город занимал одно из первых мест на Руси, уступая лишь Киеву и Новгороду. Отметим в заключение серебряную водосвятную чашу 1595 года - богатый вклад И.И. Шуйского (брата русского царя) в суздальский Рождественский собор.
Хочется думать, что эта выставка приоткроет хоть немного дверь к богатому художественному наследию одной из земель Святой Руси. Эти богатства создавались народом, и люди должны их знать, ибо без широкой культурной осведомленности не может быть подлинного единства нации.
С. П. Гордеев
Выставку "Святая Русь" открыли генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А. И. Аксенова, губернатор Калининградской области В. Г. Егоров. Экспозиция будет работать месяц.
www.museum.vladimir.ru