Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье купца третьей гильдии. Его незаурядные способности к живописи проявились с раннего детства, и в 1844 году он поступает в Московское училище живописи и ваяния в класс К.И.Рабуса.
В 1850 году он заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" и "Камень у маленького ручья". В юношеских произведениях Саврасова - "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848, ГТГ), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851, ГТГ) - проявилась приверженность художника академической традиции и влияние романтизма.
С 1857 года после смерти Рабуса он становится руководителем пейзажного класса. Преподавание осуществляется успешно.
Здесь следует сказать, что Саврасов как художник был очень плодовит. Его кисти принадлежат такие знаменитые и блестяще выполненные пейзажи как "Вид Москвы с Воробьевых гор" (1848), "Вид Кремля в ненастную погоду" (1851), "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума", "Лосиный остров" (1869), "Волга под Юрьевцем" (1871), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871).
Но полную и абсолютную известность ему принесла картина "Грачи прилетели" 1871 года. Оценивая ее, И.Н.Крамской писал, что рядом с ней полотна Боголюбова, И.П.Клодта и И.И.Шишкина "…деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах". (Из письма Ф. Васильеву). Никто до Саврасова не показал с такой глубиной и поэтичностью красоту и лиричность русского пейзажа. Картина "Грачи прилетели" способствовала успеху Первой передвижной выставки. С тех пор Саврасов прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижников.
Картина Саврасова "Весна", находящаяся в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева, повторяет любимый мотив художника, хотя написана двенадцатью годами позже. Это мотив мартовской, только просыпающейся от зимней спячки природы, с речкой утерявшей свои берега, с пробуждающимся старым деревом, рыхлым сильно побуревшим снегом, с кучами мусора, около которых все те же грачи. На снегу и темной стылой воде отсветы голубого неба и легких белесых облаков. Неяркий блеклый цвет типично весеннего неба объединяет все единой приглушенной тональностью, созвучной настроению пейзажа. Природа не столько описывается, сколько активно переживается художником.
24 мая 2005 года исполняется 175 лет со дня рождения Алексея Кондратьевича Саврасова, тончайшего и непревзойденного лирика русской природы. Художника, преодолевшего "видовой пейзаж" и первым показавшего всю прелесть неброской природы средней полосы.
После смерти Саврасова, его ученик И.И.Левитан писал: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества".
Надежда Гришина