С 21 апреля по 15 мая галерея имени братьев Люмьер представляет выставку московского художника Святослава Пономарева "До и после жизни" - продолжение проекта "Сияющая тьма", показанного в галерее Люмьер в 2004 году.
Выставка состоит из четырех блоков по три работы в каждом. Не случаен сам выбор количества отпечатков. Число двенадцать соединяет четное и нечетное, жизнь и смерть, треугольник и квадрат - последние, как основные геометрические фигуры египетских пирамид, памятников Тому-кто-там-который-существует-до-и-после-жизни.
Непрерывность существования, являясь непреложным фактом, проступает разными сторонами в зависимости от точки зрения зрителя. Пономарев показывает негативные изображения фотографируемых объектов, которые, по мысли автора, не являются плотными телами (в силу нашей обусловленности восприятия), но являются чистым светом . Разглядывая небо в телескоп, мы видим скопления звезд и туманностей, имеющих разнообразные формы, похожие на физические формы окружающего нас мира. Но, приближаясь к ним, мы не обнаруживаем ничего, кроме света и тьмы.
Работы Пономарева подтверждают эту мысль, которая полностью соответствует древним тибетским представлениям об окружающем мире. В этом смысле можно рассматривать представленные работы как некие космограммы, фиксируемые фотоаппаратом, фантастические и брутальные, зловещие и уравновешенные, всегда поражающие своей парадоксальностью и чистотой фактуры.
Сменяющие друг друга периоды существования определяются нами как рождение-сон-жизнь-медитация-смерть, выстраиваясь в непрерывную спираль. Отсюда название выставки "До и после жизни". По мысли автора, так подчеркивается невидимая и неосознаваемая сторона существования, которая всегда и во все времена остается притягательной для погружения в нее и созерцания ее.
В погоне за познанием территории "Сияющей тьмы" художник близок ученому в его стремлении зафиксировать нечто, от него не зависящее. Поэтому фотография. Поэтому у Пономарева не используется цифровой процесс при создании изображения, а только цифровая печать. Ему важно сохранить эхо реальности, трансформирующейся внутри классического аналогового "объективного" процесса в нечто новое. Многие современные художники творят новую реальность, коллажируя и преобразуя фотографию внутри компьютера, у Пономарева - принципиально - реальность отражается в самой себе и остается неизменной, даже в отпечатке.Ее цвет в "Сияющей тьме" - это перевертыш реальности на негативе. Это неотъемлемая часть процесса фотографирования, объявленного когда-то самым объективным изображением. Но, оказывается, внутри процесса фотографирования есть этап, приоткрывающий завесу над входом в Хониид Бардо. Последние работы, созданные в 2004-2005 годах, не завершают исследования "Сияющей тьмы". Они лишь приближают зрителя к отдельным объектам "того" мира и расширяют топографию его территории. Для художника важным является то, что он создает новые структуры, новую геометрию, начинает соединять фрагменты в новое целое. Пономарев из фрагментов начинает выстраивать триптихи и полиптихи. И уже их геометрией подчиняет реальное пространство; как сценограф, внося реквизит в интерьер, он превращает его в сцену. Сцену с окном в ночь, где висит планета Сияющая Тьма.
Технология изготовления фотографий Пономарева: Leica R5, fish eye 16 мм, Elmarit 50 мм, 35 мм слайд Fuji Velvia, Hasselblad 500, Opton 40 мм ("Сontainer"), сканирование Imacon Flextight 949, обработка в Photoshop 8.0, печать Durst Lambda 131 на Kodak metallic, наклейка на Akybond.
Святослав Пономарев (1949), художник, фотограф, музыкант. Основатель Театра Тибетской Музыки PURBA. Преподает фотографию в Московском Университете печати. Автор проектов, показанных в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном музее народов Востока, ГМВЦ РОСИЗО, Театре "Школа драматического искусства А. Васильева", Театральном центре им. Мейерхольда и в других местах. Участник фестивалей "Месяц фотографии" в Братиславе (Словакия), Московская Фотобиеннале, СКИФ; ярмарок Арт-Москва,Арт-Манеж, Art-Forum в Берлине (Германия) и Armory Photography Show в Нью-Йорке (США); многочисленных групповых выставок в России и за рубежом. Произведения Пономарева хранятся в музеях России и США, частных собраниях.