С 18 по 27 марта 2005 года Международная конфедерация союзов художников, Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального Собрания РФ, Комитета по экологии Государственной Думы РФ, Министерства природных ресурсов РФ проводят восьмой Московский международный художественный салон "ЦДХ-2005. "Среда обитания" - масштабное поле представления художественных сил в изобразительном искусстве стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Балтии.
Собирая в контексте выставки экспозиции союзов художников ближнего зарубежья, 20 некоммерческих проектов, 23 галерейных и 150 персональных авторских экспозиций, Салон становится своеобразным центром, аккумулирующим усилия художников разных стилевых направлений, тенденций, национальных школ, художников, не равнодушных к проблемам духовного выживания человечества, работающих со сложными реалиями сегодняшней жизни, стремящихся пробудить в обществе понимание важности этических проблем современности.
Исследуемые авторами моральные, нравственные категории, творческие искания во многом определяются средой, окружающей человека, формирующей его мировоззрение, гражданскую позицию. Человек и мир меняются в стремительном темпе жизни, перенасыщенной информационными технологиями, средствами массовых коммуникаций, транспортом, причудливыми трансформациями архитектурных форм, природного ландшафта. В этом жестком ритме самыми острыми воспринимаются темы становления личности, обеспокоенность мастеров вопросами сохранения окружающей среды.
Таково содержание живописных полотен Акопа Акопяна, Народного художника Армении. Его холсты - ряд утонченных, изысканных символических пейзажей и натюрмортов, повествующих о пронзительной красоте страны его предков, о вечности мотивов мира, о хрупкости и сложности истинной гармонии, в которой природа и человек неделимы.
В другом ключе, на соединении восточных традиций и западноевропейского искусства строит свои композиции Валерий Малолетков, член-корреспондент Российской Академии художеств.
Проект "Времена года" Союза художников России, представляющий цикл картин оренбургского художника Юрия Рысухина, продолжает тему панорамных пейзажей, наполненных тишиной и покоем.
Иные образы воплощены в проекте "Россия, Русь, храни себя, храни…", в пейзажах Николая Желтушко, сопрягающего в пространстве холста мощную динамику цветовых потоков и точную, отобранную реалистическую жанровую форму. Смысловая доминанта его холстов - неподдельный восторг перед богатством природы северного края и его народом.
Ассоциация искусствоведов (АИС) в проекте "Физика времени" основой творческих новаций так же позиционирует яркую художническую индивидуальность. Холсты живописцев Ольги Булгаковой и Александра Ситникова по своей внутренней напряженности, смысловой собранности созвучны общей тенденции рубежа веков, сложности всего сущего, трудностям диалога со своей "средой обитания".
Другая, более рационалистическая линия исследуется в работах эстонских художников Марко Мяэтамма и Кайдо Оле. Трагедия времени, урбанизма - в "Говорящих домах" и "Стене", где рупоры радиоприемников своей жесткой графичной пластикой буквально кричат о боли и горе людей - жертв террора.
Андрей Волков, автор экспозиции Московского союза художников, в своем конструктивистском полиптихе "Серо-сине-зеленый" еще более подчеркивает суровость, угловатость хай-тековской городской среды.
Пространство истинной свободы, мир после всех коллизий открывают произведения Пеэтера Марии Лауритса и Лиины Сииб, актуальных художников, совместивших в одном проекте "100 и грибы" "небесную канцелярию" и "карцерию", руины мегаполиса и причудливую красочность звездного неба.
Молодые авторы от Союза художников Литвы: Миндаугас Тендзягольскис, Юлия Чистякова, Вилюс Ванагас акцентируют внимание на экспериментах с разными материалами, цифровыми технологиями, отличными от классической живописи техниками.
Проект "Москва архитектора К.С.Мельникова - Музей под открытым небом" (куратор Елена Яжлева) подготовлен студентами Московского института коммунального хозяйства и строительства, где последние 15 лет жизни преподавал К.С.Мельников, сохраняет хотя бы гипотетически наследие изощренного мастера архитектурной композиции.
Эту же тему, отсылающую к началу ХХ века, исследует экспозиция проекта "Идеальная среда - вымышленная…" Красноярского музейного центра и Фестиваля новых медиа в кино "Back_Up Festival" всемирно известного Баухауса (кураторы Лариса Гринберг и Кларитта Кратохвил).
Проект "Московские коммуналки", в котором даны документальные фотографии из архива "Моспроекта-2" им. М.В.Посохина, Специализированной историко-архитектурной мастерской № 17, подготовлен совместно с галереей "Г.О.С.Т.". Анфилады общих кухонь, комнат с почти одинаковой мебелью, посудой отнюдь не говорят о стандартности их обитателей. Напротив, в фотографиях запечатлен уникальный мир неиссякаемой "жажды жизни" коммунальных персонажей, людей, сумевших остаться людьми в условиях унификации.
Пространство великой человеческой надежды является в двух проектах - дагестанских фотографиях Артема Гапурова "Игры детей. Города", где вновь возникает идея воплощения идеального места жизни человека, и в проекте "И свет во тьме светит…" двух молодых иконописцев Елены Лыковой и Анны Наседкиной, в канонических, освященных традицией формах показывающих обретение человеком земли обетованной.
Экологическая культура, нравственное самосохранение наций в условиях глобализации и интегрирования в общекультурный мировой процесс - темы Московского международного художественного салона "ЦДХ - 2005. "Среда обитания".
Пресс-конференция состоится 18 марта, в 15.00, в пресс-центре ЦДХ.
Открытие Салона: 18 марта в 17.00.