Как известно музейному сообществу, художникам декоративно-прикладного и народного искусства, всем, кто интересуется проблемами сохранения и развития отечественной культуры, с 2001 года государственными органами, распоряжающимися федеральным имуществом, регулярно предпринимаются попытки отнять у Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства здание по Делегатской улице, 3, переданное ему Правительством РСФСР в феврале 1981 года - усадьбу Остермана. В начале этой эпопеи изъятие у музея здания оправдывалось необходимостью разместить в Москве Комитет союзного государства Россия-Беларусь, позднее - просто тем, что это здание в центре города абсолютно необходимо Росимуществу для некоего правительственного учреждения. Никакие аргументы о том, что это единственный музей такого профиля в стране, крупный научный и методический центр, обладающий значительными по своей культурной ценности коллекциями и ведущий активную просветительскую работу, чиновниками не принимаются.
Сегодня, 3 марта 2005 года, в ходе проверки порядка использования федерального недвижимого имущества, в музей прибыли члены комиссии в составе трех человек, являющихся сотрудниками Территориального управления Росимущества по г. Москве, в сопровождении пяти лиц, которые были представлены Дирекции музея как дополнительные члены комиссии. Было заявлено, что, разбившись на группы, комиссия должна произвести замеры фондовых помещений и фондового оборудования, так как по мнению руководства Росимущества, помещения фондов используются недостаточно интенсивно. Более того, Дирекции музея было сообщено, что получено указание сократить площади, занимаемые фондохранилищем, для высвобождения излишков.
Подобная позиция Росимущества не может не вызывать недоумения. Во-первых, работа указанной комиссии ведется без согласования с Федеральным агентством по культуре РФ, являющимся для музея руководящим органом, неоднократно высказывающим свою позицию в отношении претензий Росимущества на здание ВМДПНИ.
Во-вторых, в настоящее время в музее хранится свыше 126 тысяч экспонатов, 70 тысяч единиц архива, более 15 тысяч единиц фотоматериалов, идет активное пополнение музейных коллекций. Фондохранилища занимают 2324,3 кв. м. Любому специалисту ясно, что ни о каких излишках площадей фондохранилищ речь идти не может, скорее - об их недостатке.
В-третьих, рациональность использования фондовых помещений может быть определена только специалистами на основе особых методик расчетов и Инструкции по учету и хранению музейных ценностей. Простые замеры помещений и оборудования не учитывают ни требований к хранению отдельных видов материалов, ни других особенностей музейной хранительской, научной и просветительской деятельности.
В-четвертых, согласно Инструкции, любые работы сторонних лиц в фондохранилищах должны вестись под строгим контролем хранителей, которые не смогут гарантировать сохранностью произведений искусства в случае обмерных работ, производимых членами комиссии практически, в экстренном режиме.
И, наконец, особое недоумение вызывают претензии Росимущества судить о том, каким должен быть музей, какие формы работы по изучению и популяризации он должен использовать. Так, по заявлению неких его чиновников, музей может развернуть и экспозицию, и фонды, и библиотеки (их в музее две, обе уникальны - их совокупный фонд составляет около 100 тысяч изданий по декоративно-прикладному искусству), вести просветительскую и методическую работу на 3000 метрах, а выставочную деятельность свернуть вообще. Чиновнику виднее, какой должна быть наша Культура и Музейное дело, мнения специалистов ему не указ.
Директор музея, В. А. Гуляев, не дал согласия на работу комиссии на данных условиях.
К сожалению, судьба Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства - вопрос не частный. Сколько музеев сейчас находится под угрозой вывода под разными предлогами из занимаемых ими зданий. Когда же те, кто решают их судьбу, осознают, что музей - это не только стены, но и ценные произведения искусства? Любое перемещение экспонатов создает угрозу их порчи и даже гибели.