4 февраля 2005 года в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Футуризм. Новеченто. Абстракция. Итальянское искусство ХХ века", представляющая весь спектр итальянского искусства прошлого столетия, включая "метафизическую живопись", неоклассицизм, сюрреализм, неореализм. Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем современного искусства Тренто и Роверето, Северная Италия, при участии Городского музея Роверето, Городских художественных собраний, Милан, Банка Интеза, Милан, Архива Пьеро Мандзони, Милан, Национальной галереи современного искусства, Рим, Галереи современного искусства, Турин, частных собраний Бергамо, Венеции, Турина и Лугано.
Впервые в России проводится столь широкомасштабная выставка, посвященная изобразительному искусству Италии XX века. Семьдесят пять живописных произведений разносторонне и на высочайшем уровне представляют эволюцию этого искусства в один из самых значительных и противоречивых периодов в истории страны - с 1900-х до 1970-х годов.
Выставку дополняют пять скульптур Мартини, Марини, Бертелли и Тайата из собраний музеев Италии. На экспозиции представлены также живописные произведения Массимо Кампильи "Швеи" (1925) и Джорджо Моранди "Метафизический натюрморт" (1918) из коллекции Государственного Эрмитажа.
Впервые Эрмитаж показывает искусство футуризма, манифест которого был провозглашен Маринетти в 1909 году. Само слово "футуризм" пришло к нам из Италии и сразу было подхвачено русским поэтами и живописцами, хотя авангардисты в России предпочитали пользоваться понятием "кубофутуризм". Для Италии же именно футуризм, воспевавший динамику современной жизни, стал начальной главой нового национального искусства. Одержимость движением видна даже в названиях работ: "Движение лунного света" и "О чем мне рассказал трамвай" Карло Карра, "Скорость мотоцикла" и "Вихрь" Джакомо Баллы. Экспозицию открывают живописные произведения Умберто Боччони "Мастерские у порта Романо" (1909) и "Женщина в кафе (Взаимопроникновение света и планов)", (1912).
Футуристы - Боччони, Балла, Карра, Северини, Деперо, Прамполини - стремились взорвать спокойствие итальянского общества, заставить его отвернуться от достижений прошлого, и смотреть только в будущее. Они наполнили живопись беспокойными ритмами, нередко подкрепляемыми звучными красочными контрастами, но каждый умел сохранить собственную индивидуальность. Так, у Фортунато Деперо превосходное владение цветом и парадоксы динамизма соединились со своеобразным юмором. Всегда серьезный Джакомо Балла еще больше был во власти движения, выводившего его в абстракцию. Футуризм, встряхнувший всю итальянскую культуру, оказался все же довольно скоротечным направлением. После Первой мировой войны его основоположники открыли своей живописью новые движения. Исключением остался только рано умерший Умберто Боччони, пришедший к футуризму от реализма и импрессионизма.
На смену первой волне футуризма пришла вторая. Энрико Прамполини уже меньше воспевал движение, охотно отдаваясь во власть космических видений, сближавших его с сюрреалистами и абстракционистами. Другой видный футурист Карло Карра вернулся к натуре и трактовал ее с четкостью примитивистов.
Противодействие футуризму привело к возникновению "метафизической живописи" с ее замороженными фигурами и предметами. Навечно застывшая улица Джорджо Де Кирико, предельно геометрические натюрморты Карло Карра и Джорджо Моранди знаменовали настойчивое возвращение к порядку, размеренности и той общей слаженности композиционного строя, что отличала итальянскую классику. Именно в противовес футуристическому поклонению бешеным ритмам между двумя мировыми войнами в итальянской культуре происходили серьезные сдвиги в пользу той замедленности, которую подсказывали архаика и неоклассицизм. Однако, самые большие достижения связаны не с перепевами работ старых мастеров, не с использованием их репертуара, а с новым взглядом на уже привычные вещи. И больше всего такими достижениями мы обязаны Джорджо Моранди, лучшему мастеру натюрморта в Италии, умевшему в самых непритязательных вещах кухонного обихода открыть особую тихую жизнь. Несколько картин этого проникновенного художника образует в нашей экспозиции маленькую выставку со своим особым настроением в составе общей большой. Зов предков слышится в монументальных композициях Массимо Кампильи и маскарадных мизансценах Северини, следование урокам Возрождения - в полотнах Фуни и Оппи.
Может показаться странным, что многие достижения итальянского искусства XX века пришлись на период фашизма, поскольку фашизм в нашем сознании всегда связывается с понятием тоталитаризма и, следовательно, умалением творческой свободы. Однако именно в области культуры итальянский фашизм отличался от других диктаторских режимов. Там допускалось существование различных стилей. Близкий к реализму стиль новеченто мог соседствовать с футуризмом и даже полной абстракцией. Только в Италии возможен был портрет Муссолини, исполненный Ренато Бертелли в 1933 году, и одобренный самим Дуче, где в соответствии с футуристическим принципом пространственно-временного единства профиль Муссолини остается узнаваемым даже при круговом вращении.
Новеченто (XX век - итал.), или итальянское новеченто, как называли себя участники этой группы - Карра, Кампильи, Казорати, Де Пизис, Мартини, Сирони - выступили против футуризма в 1920-х годах. Они провозгласили стремление стать "народным искусством", наследующим Возрождению и классицизму. Ярким примером этому служат произведения Ахилле Фуни "Земля" и Убальдо Оппи "Три купальщицы".
Сюрреализм как направление не прижился в Италии, хотя выдвинул такого незаурядного мастера, как Альберто Савинио. Он оставил глубокий след в литературе и музыке, а в живописи, пользуясь мотивами искусства своего брата Джорджо Де Кирико и античной мифологии, писал замысловатые красочные метаморфозы.
После Второй мировой войны абстракционизм, сделавшийся на Западе господствующим направлением, выдвинул в Италии на первый план таких живописцев, как Лучо Фонтана, Альберто Бури и Пьеро Мандзони. Самый значительный из них - Фонтана - видел свою главную задачу в преодолении традиционной концепции живописи. Он применял такие неожиданные и в высшей степени рискованные приемы, как разрезы холста, и изобретательно соединял с масляными красками другие материалы. Абстракционизму противостоял социальный реализм, у нас нередко именуемый неореализмом. Самым ярким его представителем был Ренато Гуттузо, чье творчество у нас хорошо известно. Но две ранних картины Гуттузо, напоминающие о том, как мощно он начинал, не только расширяют представление об этом мастере, но и во всей сложности выявляют контекст итальянской культуры середины XX века.
Кураторы выставки - А.Г.Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения, и Габриелла Белли, директор Музеем современного искусства Тренто и Роверето.
К выставке приурочено проведение международной научной конференции, посвященной итальянскому искусству XX века, которая будет проходить 8-9 февраля 2005 года, в Эрмитажном театре, с участием итальянских и российских историков искусства. Для обсуждения предлагается самый широкий круг тем, связанных как с теоретическими, так и с практическими аспектами изучения этого интереснейшего периода, до сих пор не получившего достаточного отражения в российском искусствознании
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, авторами которого выступили искусствоведы и художественные критики Италии.