С 25 ноября по 23 января 2005 в Строгановском дворце Государственного Русского музея будет проходить выставка произведений Михаила Цыбасова, приуроченная к 100-летию художника. Экспозиция подготовлена совместно с Музеем изобразительных искусств Республики Карелия.
Михаил Петрович Цыбасов родился 18 ноября 1904 года в городе Великий Устюг Вологодской области. Первые художественные навыки будущий художник получил в Изостудии Пролеткульта, а также на ювелирной фабрике "Северная чернь", где работал его отец. Искусное владение ремеслом северной черни по серебру помогало ему выживать в дальнейшем. Его первыми учителями были такие русские художники, как Е.А.Шильниковский (ученик всемирно-известного гравера В.В.Матэ), возродивший на Севере искусство северной черни, и А.А.Борисов (ученик А.И.Куинджи). Им он показывал свои ранние произведения, от них получил напутствие учиться дальше.
В 1924 году Михаил Цыбасов приехал в Ленинград и поступил в Художественно-промышленный техникум, где учился у П.А.Мансурова и Н.И.Дормидонтова.
А в 1926 году Цыбасов вошел в одно из крупнейших ленинградских объединений - "Мастера аналитического искусства", именуемого иначе Школой Филонова. Филонов был уверен и убеждал своих учеников в том, что "искусство - это могучее средство преобразования жизни". На протяжении всех 15 лет пребывания в коллективе Михаил Цыбасов отличался особой преданностью Филонову и неукоснительно следовал основным принципам системы аналитического искусства. Школу Филонова он признавал "единственной школой искусства".
Отличительной особенностью личности начинающего художника были самодисциплина, работоспособность и тщательность исполнения всего, за что бы он ни брался. Эти качества переросли в профессионализм и позволили блестяще освоить принцип "сделанности" - один из важнейших в системе аналитического искусства, разработанной Павлом Филоновым.
Первой творческой работой художника было участие в совместном коллективном труде филоновцев по оформлению костюмов и декораций к постановке "Ревизора" Н.В.Гоголя, осуществленной в 1927 году режиссером И.Г.Терентьевым в экспериментальном театре при Ленинградском Доме печати. Тогда же он впервые участвовал со своими эскизами в выставке мастеров аналитического искусства, которая принесла всему творческому коллективу широкий успех.
В 1928 году по заданию Института истории партии он берется за создание большой сюжетной картины "Обоз на Северной Двине". В ней художник использовал многие приемы аналитического искусства, подводя своеобразный итог учебы в Школе Филонова. В основу содержания картины были положены драматические события из жизни северной деревни времён гражданской войны. Цыбасов избрал для работы острый в социальном плане сюжет продразверстки.
Картина принесла молодому мастеру широкую известность. Она экспонировалась на таких заметных выставках той поры, как "Современные ленинградские художественные группировки" (1929) и "Художники РСФСР за 15 лет" (1932, ГРМ). Из многочисленного коллектива учеников Филонова только трое - Цыбасов, Глебова и Порет - получили приглашение участвовать в выставке Государственного Русского музея. Рядом с "Обозом на Северной Двине" экспонировалась еще одна работа, принесшая известность Цыбасову - "Кондострой".
Художник отправился в 1929 году в Карелию на одну из новостроек тех лет - Кондопожскую ГЭС. В результате его поездки были созданы два живописных варианта "Кондостроя" и серия графических работ на эту же тему. Все они экспонировались в 1934 году в Петрозаводске на выставке ленинградских художников "Карелия в изобразительном искусстве". Тогда же в Петрозаводске он побывал и на Онежском заводе, где выполнил серию натурных работ с зарисовками рабочих, цехов.
Михаил Цыбасов не стремился в своем творчестве к большому разнообразию мотивов, но много внимания уделял созданию автопортретов, а также портретов его современников. Более поздние работы Цыбасова свидетельствуют о нарастании реалистических черт в его живописи. Он интересуется проблемами связи портрета и окружающего его пейзажа, внимательно изучает натуру.
Самыми трудными для художника оказались 1930-е годы - время замалчивания и гонений. В 1930 году Цыбасов выступил в защиту учителя с довольно резкой статьей в ленинградской "Красной газете", в которой шла речь о том, что почти два года в залах Русского музея была развернута, но так и не открыта для публики персональная выставка картин Павла Филонова.
Это было сложное время: в коллективе "филоновцев" произошел раскол, двадцать учеников вышли из объединения. М.П.Цыбасов, А.И.Порет, Т.Н.Глебова, П.М.Кондратьев и другие верные последователи, составлявшие ядро творческой группы, остались с Филоновым.
В 1931 году издательство "Academia" по предложению полпреда СССР в Финляндии И. Майского решило выпустить книгу финского этнического эпоса "Калевала". Оформление эпоса поручили П.Филонову, но он отказался, желая привлечь к работе над иллюстрациями своих учеников. В результате, "Калевалу" оформляло тринадцать художников. П.Н.Филонов, строго контролировал все иллюстрации, добиваясь стилевого единства книги. Цыбасов сделал для "Калевалы" 8 больших работ.
Издание "Калевалы" стало вершиной графического искусства филоновской школы, войдя в сознание филоновцев, сформировало их взгляд на мир, их графическое перо, определило на долгие годы тематику и манеру их творчества. Выход книги вызвал резкую критику в прессе и одновременно одобрение в дипломатических кругах - половина тиража ушла в Финляндию.
Однако в 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников за "формализм", это была реакция на его преданное отношение к П.Н.Филонову.
После отлучения от Союза художников Михаил Петрович попробовал реализовать себя в качестве художника-постановщика на киностудии "Ленфильм". Он принял участие в оформлении таких известных кинолент, как "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и других.
Когда началась Великая Отечественная война, Цыбасов был в Монголии на съемках кинофильма "Его зовут Сухэ-Батор". Он вернулся в Среднюю Азию и оттуда ушел на фронт. Боевой путь художника отмечен многочисленными наградами, ему довелось освобождать узников концентрационных лагерей. Тогда же, во фронтовом альбоме начала создаваться серия "Фашизм". Победу Цыбасов встретил в Берлине.
В последние годы жизни мастер работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, оформлял киноленты, посвященные теме космоса - "Вселенная", "Дорога к звездам", "Циолковский" и другие.
В 1966 году, за год до своей смерти, Михаил Петрович создал серию портретов Павла Николаевича Филонова, отдав тем самым дань памяти и уважения своему учителю, которому всегда оставался верен.
В 1967 году, после смерти художника, более восьмидесяти живописных и графических произведений М.П.Цыбасова было передано в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия его вдовой.