Государственный центр фотографии представляет выставку в рамках проекта "Фотоминиатюра" - "Ремесленный портрет 30-х годов ХХ века".
Государственный центр фотографии продолжает проект "Фотоминиатюра", в этот раз на суд зрителей представлена выставка "Русский ремесленный портрет 30-х годов ХХ века"
Выставка ремесленной фотографии демонстрирует группу произведений, обладающих особыми признаками: статично изображенные фигуры, обычно в анфас, нарисованный художником самоучкой фон, так называемый задник и фотобланки почтовых открыток, использованные для печати, размером 13,5 х 9 см. Эти произведения, выполненные неизвестными авторами, подражают кабинетным портретам дореволюционных профессиональных фотографов.
В 20- 30 -е годы все профессиональные фотографы перешли на государственную службу и были призваны участвовать в наглядной агитации и обслуживать идеологию нового Советского государства.
После ликвидации НЭПа все многочисленные частные фотографии-ателье были либо закрыты, либо объединены в крупные государственные производства. Появилось множество безработных фотографов самоучек, которые находили себе пропитание, путешествуя по необъятной стране с фотоаппаратом и с самодельным живописным фоном. Заезжая в провинциальные города и деревни, на стройки и в колхозы, туда, где был платежеспособный спрос на фотоуслуги, они устраивали свои походные "ателье" в любом подходящем и хорошо освещенном месте. Они устанавливали камеру, вешали живописный задник на стену дома, забор или бельевую веревку, расставляли бутафорский антураж и быстро, в очередь, снимали публику. А для печати фотографий использовали старые дореволюционные запасы фотобумаги для почтовых открыток (в это время для почты изготавливали открытки более крупного формата и поэтому государство не могло использовать эти фотобланки для своей продукции, очевидно, только такую бумагу и можно было купить свободно в 30-е годы).
Изучая эти изображения, мы видим в них особый пласт народной культуры, т.н. примитив. Эти карточки продолжают традицию парсунного портрета, и напоминают нам серии гравюр и фарфоровых фигур: "русские типы", "торговцы и ремесленники" и "народы России" XVIII-XIX веков.
Публика, которая снималась в таких "ателье", прихорашивалась и приодевалась. Мы видим на этих моделях характерные типы праздничного костюма конца 30-х годов. Советские люди с удовольствием снимались на фоне пальм и дворцов, желая попасть в райские кущи хотя бы на фотографии. Однако повседневность проступает в таких деталях изображения, как незакрытые обшарпанные стены по краям, незастеленные полы, просто земля или утоптанный снег.
Подбор экспонатов и проект экспозиции выставки, вступительная статья - Сергей Морозов.
Куратор проекта Ольга Корсунова
Выставка проходит с 10 ноября до 7 декабря.