Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830 - 1910-х годов".
Впервые в российской музейной практике осуществлен масштабный выставочный проект, посвященный русскому академическому и салонному искусству XIX века. В создании экспозиции, помимо Третьяковской галереи, приняли участие ГРМ и ГИМ, художественные музеи Омска, Таганрога, Перми, Серпухова, Переславля-Залесского, Новгорода, Самары, Минска, частные коллекционеры. В едином выставочном пространстве собрано около 500 произведений: живопись, графика, скульптура, а также афиши, рекламная упаковка, открытки, фотографии, мебель, фарфор, бронза, стекло, костюм, шедевры ювелирного искусства. Проект не только дает возможность увидеть в широком контексте хрестоматийно известные произведения прославленных авторов, ставшие своего рода эталонами стиля, но и вводит в сферу внимания специалистов и любителей искусства много новых имен и произведений. Немало из представленных здесь экспонатов в первый раз за долгие годы покинуло музейные запасники и стены частных владений; ряд работ отреставрирован специально к выставке, как, например, "Медуза" Павла Сведомского (собрание ГТГ). Впервые в Москву из Санкт-Петербурга прибыло легендарное полотно Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" (собрание ГРМ). Другое произведение этого же мастера - "античная идиллия" "Игра в кости" - недавно поступило в коллекцию Третьяковской галереи.
Мастеров академического и салонного искусства их противники называли "беспечальными художниками". Темные стороны действительности, изнанка жизни, "низкие истины", социальные и психологические конфликты не привлекали этих мастеров. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.
Такое искусство требовало больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу "отличников" академий. Их произведения характеризуются совершенством рисунка, мастерством композиции и колорита, разнообразием фактурных эффектов, умением выбрать занимательный сюжет. Академическая и салонная живопись второй половины ХIХ века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного умения и профессионализма.
Выставка демонстрирует многообразие стилей, к которым прибегали мастера этого направления: неоклассика, "русский стиль", "фо рококо", ориентализм, европейское средневековье… В сферу интересов этого искусства попадали все жанры: исторический и бытовой, натюрморт и пейзаж, портрет. В экспозиции выделены две главные темы - "античный миф" и "русский стиль". Самая значительная работа первого направления и, пожалуй, всей выставки - "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" Семирадского. "Русский стиль" представлен произведениями Константина Маковского, Андрея Рябушкина и др.. Долгожителю салонного искусства - итальянскому жанру - посвящен раздел "Dolce vita". В мифологии искусства XIX столетия Италия - страна любви, свободы и красоты. Ее воспевали многие русские художники, в том числе Михаил Скотти, Федор Бронников, Василий Суриков. Понятие салонного искусства традиционно связывается с определенной портретной традицией. Обширный раздел выставки "Дамы и господа" представляет блестящие работы Сергея Зарянко, Константина Маковского, Ильи Репина, Константина Сомова. Все они демонстрируют приемы, составляющие в этом направлении основу образа - эффектную подачу внешнего облика модели, черты "светскости" и высокого социального статуса.
Русское искусство XIX века развивалось в противостоянии и одновременно взаимовлиянии двух ведущих направлений: реалистического и академического. Различное понимание задач искусства, самого понятия "красоты", определявшее разность эстетических программ, придавало напряженность и разнообразие художественной жизни России XIX столетия. Забывая об этой оппозиции, сегодня порой трудно понять истоки пафоса намеренного аскетизма, колористической сдержанности работ мастеров-передвижников или те "срывы" в салон, которые имели место в творчестве Крамского, Репина, Поленова и других художников демократического лагеря.
Салонная живопись XIX века, которую современники иногда уничижительно именовали "живописью стенных украшений", может и должна во многом рассматриваться по законам декоративно-прикладных искусств. Здесь закладывались предпосылки синтеза искусств, концепции взаимосвязи изобразительного искусства и интерьера, которые реализовались позже в эпоху модерна. Нет необходимости заниматься реабилитацией салонного искусства, но бесспорно, что принятый до сих пор уничижительный оттенок в его интерпретации может и должен быть снят. Русское академическое и салонное искусство ХIХ века - значительное художественное явление, давно ждущее специального показа и исследования. Выставка "Пленники красоты" помогает создать более объективную картину развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в развитие культуры ХIХ столетия, а также лучше понять истоки многих явлений искусства ХХ века.
Пресс-показ состоится 19 ноября в 12.00. Выставка открыта с 20 октября до 30 января 2005 года.