"Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта Держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь, и смерть, святые и воины, мир и война -там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география…И еще одно важнейшее можно сказать о мире Рериха - это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю - да и кто знает имя правды? - но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым странным светом…" (Леонид Андреев, писатель)
С 10 по 30 сентября 2004 года в Даниловской картинной галерее экспонируется выставка картин Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (Москва). Выставка посвящена 130-летию со дня рождения Н.К.Рериха (9 октября 2004 г.).
Организаторами выставки выступили: Управление культуры Даниловского муниципального округа, Даниловская картинная галерея и Ярославское Рериховское общество "Орион".
Выставка в Данилове станет частью Международной культурной Программы "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего". Эту программу, посвященную 100-летию путешествия семьи Рерихов по России, проводит Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха и Международный Совет Рериховских организаций совместно с культурной и научной общественностью России, Белоруссии, Прибалтики, Болгарии и Индии. В Ярославском крае в 2003-2004 гг. в этой Программе приняли участие Ярославский Художественный музей, Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль", Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Угличский историко-художественный музей. Инициатором и координатором проекта по Ярославской области стало Ярославское Рериховское общество.
Из бесед и экскурсий посетители выставки смогут узнать о биографии и творчестве членов семьи Рерихов, о их путешествиях и экспедициях, об истории создания Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. В ходе выставки можно будет познакомиться с книгами из наследия Рерихов, документами, работами ученых и искусствоведов, посмотреть видеофильмы по тематике выставки.
В программе выставки предполагается провести Круглый стол с общественностью города по проблемам защиты культуры, защиты имени и наследия Рерихов. Посетителям выставки будут представлены материалы Международной научной конференции, посвященной этой теме.
Широкий интерес к творчеству Николая Константиновича Рериха неслучаен. Это личность широчайшего масштаба: выдающийся художник, крупный ученый, уникальный философ, одаренный писатель, известный путешественник и общественный деятель. Знакомство и дружба связывали его с выдающимися людьми своего времени: И.Репиным, А.Куинджи, В.Серовым, В.Стасовым, И.Стравинским, К.Станиславским, М.Фокиным, Л.Толстым, А.Блоком, М.Горьким, Р.Тагором, со многими видными учеными, государственными и политическими деятелями. За долгие годы своей жизни Рерих создал более 7 000 картин. Они разошлись по всему миру. Произведения художника находятся в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Риге, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В США им основан Институт объединенных искусств, в Индии - Институт Гималайских исследований "Урусвати". Всемирное признание и одобрение получил так называемый "Пакт Рериха", подписанный 15 апреля 1935 году в кабинете Президента Рузвельта 15-тью государствами Америки. В 1954 году на основе Пакта Рериха была разработана и принята Международная Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Н.К.Рерих оставил нам богатое литературное и научное наследие: более 30-ти печатных научно-философских трудов. Наиболее известны его книги, изданные в 1921-1936 годах в Риге, Берлине, Харбине и Нью-Йорке: "Цветы Мории", "Сердце Азии", "Пути Благословения", "Врата в будущее", "Шамбала", "Алтай-Гималаи", "Держава Света". Правительства, научные общества и различные организации многих стран удостоили Н.К.Рериха своими почетными наградами. Он являлся действительным членом многих академий и институтов разных стран. По его инициативе по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. Своим многогранным творчеством Н.К.Рерих утверждал высокое значение Культуры во всех областях человеческой деятельности.
Выставка в Данилове, названная "Держава Рериха", представит зрителям 62 картины из Гималайского цикла художника.
Н.К.Рериха по праву называют "Мастером гор". Художественные критики разных стран единодушно сходятся во мнении, что именно русскому художнику Рериху в мировом искусстве удалось по-настоящему показать изумительный горный мир Гималаев, раскрыв его духовную сущность даже для самой Индии. "Великий Храм Природы", "Купол мира", "Сокровищница духа" - так называл художник Гималаи. Он сумел в своих картинах создать образ одного из красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии, и в то же время одного из самых необычных, таящего множество вековых загадок.
Удивительны краски картин Рериха. Они ярки, многоцветны, богаты невероятными оттенками. Неслучайно первый космонавт мира Юрий Гагарин, глядя из Космоса на нашу землю, записал в бортовом журнале: "Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха".
Эти картины называют Гималайскими этюдами. Этюд как самостоятельное произведение прочно завоевал свое место на художественных выставках в конце Х1Х - начале ХХ веков. Рерих за свою жизнь создал две больших этюдных серий. Одну в начале своего творческого пути, другую - в зените славы. Первая была написана в 1903-1904 годах под впечатлением от путешествия по древним русским городам, вторая - результат Трансгималайской экспедиции. Обе серии уникальны. Многие памятники русской архитектуры, запечатленные на архитектурных этюдах Рериха, были разрушены во время войн и сегодня произведения художника подчас единственное свидетельство о прекрасных творениях древних зодчих. Серия Гималайских этюдов художника не имеет аналогов в мире, неслучайно ее называют "космической симфонией". Ее особенность в том, что художнику удалось тонко соединить в своих работах великолепие, созданное самой природой, и стремление человека к вершинам духа, к вечности, к бесконечному познанию. Когда Н.К.Рериха спрашивали: "Что значит ваше тяготение к Гималаям?", он отвечал: "Это тяготение к величию, которое питает дух".
Представленные на выставке картины связаны со знаменитой Центрально-Азиатской экспедицией Н.К.Рериха. В 1925-1928 годы Н.К.Рерих осуществил экспедицию, в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Как возникла идея такой экспедиции? Изучая древнюю Русь и Восток, Рерих отмечал общность в корнях древнерусского и древнеиндийского языков, сюжетах индийского эпоса и русских былин. К каким первоистокам уходила эта общность? Экспедиция дала ответ на этот вопрос. Древние пути народов, по которым прошел Рерих, смело связывали Запад с Востоком, Азию с Европой и Америкой. Маршрут экспедиции проходил через Индию, Китай, Монголию, Алтай, Тибет. Рерихи прошли путями, которые оказались непреодолимыми для путешественников. Не раз экспедиция была в плену, замерзала на высотах Тибета в летних палатках, спасалась от пуль племен, от английской и русской разведок. Весь путь этого сложного путешествия вместе с Николаем Константиновичем прошла его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный ученый-востоковед. В ходе экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Материал оказался столь обширным, что впоследствии послужил основой для создания Института Гималайских исследований "Урусвати", с которым сотрудничали ученые из разных стран мира. Уникальность этой экспедиции еще и в том, что ни одна экспедиция в мире не была так художественно отражена. За время экспедиции Н.К.Рерих создал более 500 картин, этюдов и рисунков, и еще сотни картин были написаны им потом по памяти.
Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: "Искусство объединит человечество". Не допуская ни малейшей фальши в русской тематике, Рерих смог с большой проникновенностью воспроизвести в своих картинах духовную жизнь Индии. Так Россия и Индия нашли в лице Рериха яркое доказательство общечеловеческих принципов восприятия красоты.
Н.К.Рерих считал, что его миссия как художника - раскрывать людям глаза на красоту окружающего мира, потому что познание красоты делает человека радостнее, благороднее, чище в помыслах, а значит, в деяниях. Достоевский провозгласил: "Красота спасёт мир". Рерих уточнил: "Сознание Красоты спасет мир", открыв нам путь воспитания в себе способности постигать Красоту.
"Об искусстве ли думать? Да, да, именно об искусстве нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий", - утверждал художник. И поэтому его искусство есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, - оно является служением человечеству.
В рамках культурной программы выставки пройдет конкурс детского рисунка по теме: "Берегите старину", цель которого привлечение внимания общественности к проблеме сохранения старины, поднятой 100 лет назад Н.К.Рерихом. Лучшие работы будут отмечены призами.