В Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан открылась выставка турецкой каллиграфии «Искусство вне времени», на которой представлены произведения четырех современных авторов: Ариадны Озмерич, Айше Ялчын, Мюэййет Адаш и Шюкран Садоглу. Развивая национальные традиции изобразительного искусства в областях книжной миниатюры, каллиграфии и керамики, художницы привносят в него визуальную экспрессивность современного художественного языка.
Классическое турецкое искусство, становление которого произошло под влиянием художественных традиций и практик различных этнических культур, является частью уникального наследия мирового творческого процесса. Османская культура развивалась под влиянием различных художественных веяний, в которых наблюдаются элементы среднеазиатского, тюркского, персидского, арабского, исламского, римского и византийского искусства. Сегодня турецкие авторы, переосмыслив традиционные и современные изобразительные тенденции, продолжают развивать формы визуальной экспрессии и воплощают их на основе религиозной и культурной идентичности османов.
На выставке представлены работы четырех авторов. Их совместная работа началась еще в Университете фонда Султана Мехмета Фатиха, где, развиваясь в основных направлениях турецкого искусства, они участвовали в различных выставочных проектах. Наиболее крупный, под названием «Встреча», прошел в Стамбуле в декабре 2022 года. Художницы работают во множестве художественных направлений турецкой каллиграфии: чини (керамика), тезхип (золочение), эбру (рисование на воде), искусство книжного переплета и других.
Ариадна Озмерич. В 2019 году получила диплом по специализации чини, керамика. Художница проходила обучение под руководством Латифы Актан, доктора изобразительных искусств и мастера по турецкой керамике, одновременно получая образования по тезхипу (искусство золочения) у Мустафы Челеби, искусству эбру у Алпарслана Бабаоглу, каллиграфии у Али Тоя. Продолжая в своих работах основываться на традиционных художественных формах и методах, стремится выработать новый эстетический подход к искусству турецкой керамики.
Айше Ялчын. В 2018 году окончила факультет изобразительных искусств Университета фонда Султана Мехмета Фатиха, специализация – каллиграфия хюсн-и хат (Husn-u Hat). В университете проходила обучение у мастеров каллиграфии Али Тоя и Давута Бекташа. Также получила образование по дополнительной специальности – искусство переплета, в мастерской Ислама Сечена. В период своей магистерской работы по каллиграфии Айше обратилась к современным направлениям данного искусства. Автор принимает участие как в персональных, так и совместных выставках, где её работы привлекают внимание своими новаторскими решениями и глубоким символизмом.
Мюэййет Адаш. Окончила бакалавриат и магистерскую программу в Университете фонда Султана Мехмета Фатиха. Обучается в докторантуре на кафедре истории искусств Университета изобразительных искусств им. Мимара Синана. Получила уроки по традиционному турецкому переплетному делу у Ислама Сечена, миниатюре у Танера Алакуша и искусству эбру у Алпарслана Бабаоглу. Занималась созданием репродукций переплетов мамлюкского и османского периодов. В настоящее время Адаш продолжает заниматься классическим переплетным делом, выступает с лекциями и принимает участие в выставках. В 2018 году на биеннале Yedjtepe в Музее турецко-исламских искусств Адаш взяла на себя кураторство выставки Танера Алакуша.
Шюкран Садоглу. Профессиональное изучение искусства каллиграфии начала в 1999 году, обучаясь тезхипу в комплексе мечети Михримах Султан. Окончила отделение традиционных турецких искусств Университета фонда Султана Мехмета Фатиха, пройдя обучение переплётному делу у Ислама Сечена и Мелике Казаз, а также искусству миниатюры у Танера Алакуша. Получила степень магистра на кафедре переплётного дела Университета изобразительных искусств Мимара Синана. Участница крупных международных выставок. Работы художницы находятся в частных коллекциях как в Турции, так и за рубежом.
Глубоко изучив историю турецкого искусства и освоив опыт своих учителей – видных представителей национальной школы каллиграфии, – художницы ищут способы обогатить и популяризовать культурное наследие. Для каждого из авторов характерен личный подход к данной задаче, отмеченный различным соотношением абстрактного и реалистического начал.
Выставка будет открыта для посещения с 14 декабря 2024 по 31 января 2025 г.
Национальная художественная галерея, г. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс "Хазинэ", 3 подъезд