27 июля в Центральном Дом художника откроется выставка Адылбека Байтерекова "Беш таш".
Адылбек Байтереков является одним из ведущих живописцев Кыргызстана в последние два десятилетия, творчество которого отличается индивидуальностью и самобытностью, тонким и чутким проникновением в тематику различных жанровых направлений и, в общем, не укладывается в схему существующих ныне в стране течений.
Работы А.Байтерекова композиционно лаконичны, рисунок доведен до знака, сюжетная линия условна, фактура придает дополнительный эффект, создавая свето-цветовую вибрацию и ощущение движения и пространства. Одним из главных достоинств творчества Адылбека Байтерекова является то, что он умеет размышлять над возможностями линии и цвета в скрытом ритме повторений, избавляться от второстепенного и незначительного. Времени для размышлений у художника было достаточно. Часто оно появлялось в силу трагических обстоятельств. Детство Адылбека, после падения с дерева на камень, прошло в состоянии полной неподвижности. Лежа в гипсе, мальчик пустил всю свою неуемную энергию на рисование. Неполнота ощущения физической свободы компенсировалась свободой внутренней, желанием познавать и творить. Это желание победило немощь и позволило сделать выбор жизненного пути. Адылбек поступил на учебу во Фрунзенское художественное училище, а затем в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина.
В начале 90-х годов художник начал работу над большой темой, связанной с древними петроглифами Саймалуу Таша. Обращение к символам окончательно вытеснило натурность, локальный цвет утвердился в границах графического знака, повысилось декоративное звучание плоскости. Используя инвариантность символики (от аллюзий на рисунках Тассилин Аджира и петроглифов Алтая до узоров ширдаков и ала-кийизов), художник создал ряд ярких своеобразных полотен. Известно, что петроглифы чудесным образом проявляются при закате и восходе солнца. Как только освещение меркнет, исчезают рисунки, этот эффект, прозванный "Первобытное кино", наверняка поражал древних. Почувствовав природу древних изображений, пластически трансформируя и стилизуя археологический материал, художник обогащает его, наполняет его новым современным эстетическим и духовным содержанием и может придать ей дополнительный смысл с помощью живительной силы цвета, который возродит символ из тьмы веков. Эта живописная тайнопись, облаченная в добротные одежды красок и холстов, делает искусство А. Байтерекова притягательным и ярким.