20 мая в выставочных залах Российской академии художеств открылась выставка произведений московского скульптора Елены Преображенской
Елена Преображенская, как и большинство скульпторов ее поколения, восприняла традиции русской классической школы ваяния через пластическую систему выдающегося мастера ХХ века А.Т.Матвева.
Духовный мир художницы формировался в атмосфере творческой семьи, берущей начало от знаменитого русского живописца и графика Алексея Кравченко - деда по материнской линии. В ней с малых лет воспитывалась высокая требовательность к себе и своему искусству, предельная собранность и упорство. В 1966 году Е.Преображенская окончила Московское высшее художественно - промышленное училище (б.Строгановское). В 1970-е годы была руководителем группы молодых художников в поездках по стране - в Среднюю Азию, на Байкал, Кольский полуостров и т.д., в результате которых создала целую серию небольших жанровых композиций, отмеченных тонким юмором и острой наблюдательностью ("Баня", "Чайхана").
Мир созданных художником образов многообразен. Эмоционально и емко он представлен в камерных портретах современников и деятелей науки и культуры прошлых лет.
Преодолевая историческую дистанцию, скульптор стремится приблизить к нам образ выдающейся личности, сделать ее по-человечески понятной и в то же время передать ее духовное величие и сложность гениальной натуры. Так, в портрете Гоголя своеобразное построение фигуры, как бы ниспадающей вниз, безвольно упавшие руки, нервная, полная внутренней экспрессии фактура - весь пластический строй композиции подчеркивает атмосферу угнетенного состояния писателя. Пелерина шинели напоминает поникшие крылья больной птицы, сдавившие грудь. Скульптором мастерски передано скорбное чувство одиночества, охватившее Гоголя.
В композиции "Александр Бородин" строгая чистота замкнутого силуэта, не нарушаемого ни одной лишней деталью, деликатная лепка, с оглядкой на документальные фотопортреты, призваны передать значительность и многогранность личности великого композитора и ученого.
При работе над образом Преображенской важно показать человека своего времени, воссоздать неповторимую атмосферу эпохи. В "Николае Копернике" скульптор, насыщая пространство композиции характерными, безошибочно точными приметами времени, делает более объемным и острым характер персонажа. Живописность фактуры, ее ярко выраженный импрессионизм сообщают скульптуре элемент декоративной зрелищности и своего рода сценичности.
В последние годы скульптор все чаще обращается к камерным портретам. Она убеждена, что "каждый человек - это удивительное явление. Когда он рассказывает что-то о себе, о своей жизни, руки сами лепят". В экспозиции представлены портреты искусствоведа Ксении Кравченко и знаменитого физика П.Л.Капицы, чей облик определяют благородство, мудрость, доброта - качества, исконно присущие настоящей русской интеллигенции, из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди работ последних лет - портреты профессора С.П.Капицы, маэстро Г.Рождественского, музыканта Юрия Башмета.
Простые на первый взгляд композиции Е.Преображенской таят в себе много неожиданностей и открытий при их внимательном созерцании, вызывая разные нюансы зрительских впечатлений. Образ долго, порой годами, "обживается" в сознании художницы и в результате рождается словно нечаянно, без видимых усилий. Дар свободной импровизации позволяет ей соединять в своих работах непосредственность восприятия со зрелым мастерством.
Художник безоговорочно доверяет натуре, идет от ее особенностей при выборе фактуры, разнообразной в каждом отдельном произведении. Так, "Портрет Ксении Кравченко" она лепит цельным большим куском, подчеркивая старческую тяжеловатость фигуры, не заостряя и не дробя форму. Скульптурный "мазок", словно хранящий тепло пальцев художницы, энергию их прикосновения, передает трепетное движение живой плоти, ее дыхание.
На выставке представлено много скульптурных миниатюр с обнаженной моделью. Преображенская стремится передать в пластике красоту человеческого тела, гармонию его линий и объемов. Удачный опыт работы в области анималистики - композиция "Одиночество". Она родилась в свободной импровизации, вызванной интересом художницы к выразительным возможностям различных материалов - бронзы и гранита, а также желанием достичь гармонии соотношений большой и малой форм.
Елена Преображенская работает как в станковой миниатюре, так и в монументальной пластике. В 1982 году совместно с архитектором А.Великановым создала памятник академику А.Е.Ферсману для г.Апатиты Мурманской области. Сделанный из красного карельского гранита - материала, наиболее полно отвечающего колоссальному масштабу личности знаменитого геолога и изыскателя природных ресурсов этого края, он органично вписался в строгую архитектуру Севера. Точно выбранным масштабом и выразительностью рельефа отличаются мемориальные доски художника А.И.Кравченко (арх.А.С.Кравченко), кинорежиссера С.Юткевича, акад. П.Л.Капицы (арх. А.Великанов) и другие.
В 1999 году Преображенская воссоздала бронзовую скульптуру "Сергий Радонежский" для храма Христа Спасителя в Москве. За эту работу награждена памятной медалью Российской академии художеств.
Произведения художника находятся в 24 музеях нашей страны и стран СНГ, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также в частных коллекциях России, Франции, США, Германии, Австрии, Японии, Италии, Швейцарии.
Выставка осуществлена при поддержке юридической фирмы "Городисский и Партнеры".
Выставка продлится по 1 июня.