13 апреля 2004 года Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Отдел личных коллекций, Зал собрания С.Т.Рихтера) проводит творческий вечер Максима Кончаловского. В программе: Фортепианные произведения. А.Н. Скрябин (6 прелюдий op. 11. Ноктюрн для левой руки); К.Дебюсси (Отражения в воде. Движения); Ф.Шопен (2 ноктюрна. 2 этюда. Прелюдия № 4. Баллада № 2). Стихи А.С.Пушкина, Б.Л.Пастернака, М.А.Волошина. Отрывки из воспоминаний М.П.Кончаловского, Н.П.Ульянова.
Вечер организован в связи с передачей в дар Музею личных колллекций акварели М.А.Врубеля и открытию временной экспозиции произведений русских художников XIX - первой половины XX века, принадлежащих семье М.В.Кончаловского (В.И.Суриков, П.П.Кончаловский, Н.П.Ульянов, С.Т.Коненков, М.А.Волошин, Т.Кончаловская).
В 2003 году Максим Владимирович Кончаловский, пианист, правнук известного московского издателя П.П.Кончаловского-старшего, передал в дар Музею личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина акварель "Клеопатра на ложе" гениального русского художника конца XIX - начала ХХ века М.А. Врубеля. М.В. Кончаловский, унаследовавший культурные традиции русской интеллигенции, предложил показать и другие произведения русских художников, хранящиеся у него, во временной экспозиции музея.
Все картины и скульптуры, находившиеся в коллекции моего деда, выдающегося русского ученого, врача-терапевта, профессора Максима Петровича Кончаловского (1875-1942), были в свое время подарены ему самими художниками.
Его отец, Петр Петрович Кончаловский-старший (1839-1904) был литератором, переводчиком и издателем. В его переводах в конце XIX века вышли такие шедевры мировой литературы как "Робинзон Крузо" Д.Дефо и "Новая Элоиза" Ж.-Ж.Руссо.
В 1891 году он осуществил издание полного собрания сочинений М.Ю.Лермонтова, для иллюстрирования которого пригласил В.И.Сурикова, В.А.Серова, К.А.Коровина, В.М. и А.М.Васнецовых и многих других известнейших художников того времени. Трое из них - М.А.Врубель, В.А.Серов и С.Т.Коненков исполнили его портреты, которые находятся сейчас в Третьяковской галерее и Екатеринбургском художественном музее). Познакомившись через Серова с Врубелем, Петр Петрович сразу увидел в нем огромный талант и поручил ему исполнить иллюстрации к "Демону", "Герою нашего времени" и некоторым стихам. Врубель стал близким другом всей большой семьи Кончаловских. К юбилейному изданию трехтомного собрания сочинений А.С.Пушкина 1899 г. Врубелем была сделана черная акварель "Клеопатра на ложе" для стихотворения "Египетские ночи". Эту акварель он подарил тогда своему молодому другу, начинающему врачу Максиму Петровичу, моему деду. С детства увлекаясь живописью, я больше всех русских художников любил, просто боготворил Врубеля. И теперь, опасаясь, что эта работа в силу всевозможных обстоятельств может попасть в неведомые руки, я решил отдать ее в дар Музею личных коллекций.
Что касается других произведений, предоставленных мною для экспозиции в залах музея, то они тоже имеют свою историю и связь с моей семьей. Родной брат моего деда, Петр Петрович часто и охотно дарил свои картины и рисунки близким. В 1892 году был написан портрет сестры Виктории. Эта картина является одной из самых ранних известных работ Петра Кончаловского. В это время он находился под сильным влиянием живописи и личности К.А.Коровина ,ставшего его наставником и подарившего ему первый ящик с красками. Приезжая к своей сестре Елене Петровне Ясиновской в Петербург, затем в Ленинград, Петр часто писал виды этого города. Напоминанием нам об этих поездках стала акварель "Ленинград. Нева. Вид на Английскую набережную с Васильевского острова"1920-х г. "Сирень" - один из многочисленных вариантов знаменитой темы, был написан в нашей квартире в 1942 году, когда Петр Петрович Кончаловский со своей семьей жил здесь пока мы были в эвакуации. Великий Суриков - тесть П.П.Кончаловского-младшего - также преподнес деду две свои акварели. Одна из них "Гребец в лодке", которую моя мама называла "Гондольер", была исполнена художником уже в конце его жизни. В 1920-е годы Николай Павлович Ульянов, ученик В.А. Серова, очень подружился с семьей Максима Петровича и стал учителем его дочери Татьяны, одаренной художницы, в те годы успешно участвовавшей во многих выставках московских художников и о творчестве которой писал рецензии нарком просвещения А.В.Луначарский. До Ульянова ее учителями были известные художники Д.Н. Кардовский и К.Ф. Юон. Татьяна была дружна и с первой женой Ульянова, художницей Анной Семеновной Глаголевой. Моя мама, Нина Максимовна (1908-1994), профессор -терапевт, не раз лечила С.Т.Коненкова уже незадолго до его смерти. Он беседовал с ней, вспоминая свою молодость и дружбу с семьей Кончаловских. В память об этих встречах Коненков подарил маме мраморную женскую головку. С 1953 по 1976 годы мы всей семьей ежегодно бывали в Коктебеле и много общались с вдовою М.А.Волошина, Марией Степановной, которая мне, тогда юноше, увлеченному музыкой и живописью, подарила две акварели с изображением коктебельских пейзажей.
В подготовке произведений к экспозиции принимали участвовали реставраторы Н.М.Кнорре, Г.М.Ерхова, Е.Ч.Боциева, Е.В.Москвина, Е.Н.Терешкина.