С 12 марта по 31 мая в Государственном Историческом музее пройдет выставка "Светопись настроения" (творческое наследие фотографа Н.А. Петрова).
На протяжении второй половины Х1Х столетия основным критерием в оценке фотографического произведения считалась степень сходства объекта съемки со снимком. Это было естественно в эпоху расцвета реализма в изобразительном искусстве, на которое изначально ориентировались фотографы.
Присущая фотографической природе документальность признавалась главенствующим качеством светописи. К началу прошлого века усовершенствования в области техники заметно облегчили процесс съемки и печати. Светопись стала доступным видом творчества и прибыльным ремеслом, позволяющим удовлетворять широкий спрос на фотографическую продукцию. Возникновение огромной армии фотографов, не обремененных художественными задачами и относящихся к созданию фотографического произведения как к процессу, зависящему исключительно от техники, не могло не сказаться на качестве создаваемых работ.
В противовес сложившейся ситуации на рубеже Х1Х-ХХ веков в художественной светописи возникло новое направление, получившее название "пикториализм".
Пикториалисты, отдавая дань документальной природе фотографии, считали это свойство полезным лишь в определенных случаях. Фотографический снимок, копирующий действительность, по их мнению, оставался всего лишь "протоколом", а человек, зафиксировавший только то, что видела в момент съемки его "мертвая камера", не мог называться художником.
Задача фотографов нового направления заключалась в создании произведения, наполненного содержанием и настроением, заставляющего зрителя сопереживать и сочувствовать.
В новом направление успешно работали многие фотографы. Среди них бесспорным лидером являлся Николай Александрович Петров.
Творчество этого мастера отражает основные идеи пикториалистов: камерный характер произведений, простота, естественность и особая пластика рисунка, мягкое освещение, передача общего настроения запечатленного на снимке сюжета. Снимок, по его мнению, должен был отражать душевное состояние модели. Кроме того, в каждом фотографическом произведении автору необходимо было проявить свою индивидуальность, свой эстетический вкус, свое отношение к происходящему перед камерой действию.
В 1900-1910-е годы отечественная и западная фотографическая общественность признавала Петрова ведущим мастером русской художественной светописи. Сегодня мы говорим о том, что он - один из выдающихся фотографов прошедшего столетия.
На выставке представлено 50 работ из семейного архива Ольги Ивановны Шмальгаузен, племянницы фотографа. Это портреты современников его близкого окружения, куда входили известные художники, фотографы, ученые, артисты, а также жанровые фотографии и пейзажи. Сохраненная коллекция бесценна для русской художественной культуры.
В государственных и частных собраниях фотографий сохранились лишь отдельные экземпляры произведений Петрова. Можно сказать, что об этом выдающемся мастере знали в основном по работам, опубликованным в периодической печати начала ХХ столетия.
Представляя выставку "Светопись настроения" мы восполняем этот пробел и предлагаем оценить высокую степень мастерства этого фотохудожника.
Концепция: Татьяна Сабурова. Дизайн: Сергей Теплов.