Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля приглашает на выставку "Без линии горизонта..." Абстрактное искусство Омска конца ХХ века. Живопись, графика. Из музейных и частных коллекций.
В первый раз абстрактное искусство Омска представлено столь полно: 40 живописных и графических работ 30-ти художников разных поколений и направлений зритель увидит на выставке в музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.. Выставка не только познакомит с различными "вариантами беспредметности", она будет носить исследовательский характер. Вопросы и проблемы, которые предполагается затронуть в этой экспозиции: каков круг художников, обращавшихся к языку абстракции, где граница, разделяющая предметное от беспредметного, почему до сих пор, несмотря на то, что абстрактное искусство давно стало "классикой", возникают проблемы с его восприятием и пониманием ? И сегодня первое, что чаще всего произносит зритель при виде абстрактной композиции - "я тоже так могу"… .
Время зарождения "абстрактного жанра" в Омске - вторая половина 1980-х. Это эпоха демократических преобразований в стране и реформаторских идей в искусстве. Противостояния официальному искусству, возникновения альтернативных Союзу художников творческих объединений ("ЭХО" - Экспериментальное Художественное Объединение, "Башня", "Крест"), отказа от реалистической манеры изображения, увлечение идеями авангарда начала ХХ века, в том числе абстрактным искусством. Зритель увидит работы художников, которые стояли в авангарде художественного процесса в Омске четверть века назад и во многом определяли пути омского искусства. К настоящему времени их творческие судьбы сложилась
по- разному: некоторые уехали из города, кто-то обратился к другой сфере деятельности.
У истоков "абстрактного жанра" стояли такие известные фигуры как Владимир Бугаев, которого называли "отцом омского андеграунда". "Путешественник" по духу, его искусство не принадлежит только Омску. Какое-то время он в работал в Санкт-Петербурге, сегодня - в Ханты- Мансийске. Одна из его работ была представлена на последней "Арт - Манеже", прошедшей в столице в 2003 г. Среди уехавших - Ильдар Хабисов, ныне преподающий на ХГФ педагогического института в Тобольске, Константин Грабовский и Андрей Потапов, живущие в Германии и открывшие там свою художественную студию, а также В.Калистратов (Германия), А.Гончарук, А.Двинянинов (С.-Петербург).
Омичи, активно работающие в настоящее время и расширяющие возможности абстрактного искусства: В.Еременко, Ю.Картавцев, А.Козлов, А.Варов, Т.Дашкова и др.
Представлены не только те, кто постоянно работает в беспредметной манере, но и те, для кого абстракция - некий эпизод в творчестве. Периодически к беспредметным формам обращается Е.Дорохов, крупный мастер, тяготеющий к монументальности в искусстве. Постепенно "пришел" к живописи абстрактного характера В. Владимиров, легендарная личность, один из организаторов "ЭХО" и один из учредителей галереи "Золотой путь" (а также И.Коротков, Е.Гуров (1954-1995), В. Погодин, В.Сидоров и др.)
С неожиданной стороны предстанут заслуженный художник России Г.Кичигин, признанный мастер, которого относят к гиперреалистам и Д.Муратов, сторонник актуального искусства, в последнее время часто представляющий искусство Омска на выставках в Москве.
Творчество Н.Я.Третьякова (1926-1989), одного из крупнейших художников второй половины ХХ века, оказавшего значительное влияние на современное омское искусство, продолжает удивлять своей многогранностью. Его поздние беспредметные опыты, представленные на выставке для многих станут открытием.
Выставка даст представление о различных линиях развития абстрактного искусства, таких как "геометрическая" и "лирическая". Часть художников тяготеет к строгим правильным формам, контрастным цветам (Дашкова, Сумароков, Еременко), другая - к плавным линиям, свободным цветовым импровизациям (Бугаев, Потапов, Хабисов). За типичным для абстрактных работ названием "Композиция" могут скрываться самые разные "сюжеты". В одном случае в основе может лежать впечатление от реального мотива (Молодцов, Дорохов), в другом - отражение собственного настроения, выраженного цветом и линией (Зинкевич, Варов), в третьем - "отвлеченная тема", связанная с миром фантазии или с образами культуры (Еременко, Дашкова). В любом случае на первый план выходит самостоятельная жизнь первоэлементов художественной формы - линии и цвета, соединение которых может иметь бесконечные комбинации.