С 30 марта по 10 мая в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина пройдет выставка "одной картины" после реставрации - "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" Тициана. Открытие выставки с приглашением журналистов - 30 марта в зале №6.
До недавнего времени в каталогах Музея не значилось ни одной картины Тициана, величайшего венецианского живописца XVI века, а "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" многие годы находился в экспозиции Музея как работа Себастьяно дель Пьомбо.
Антониотто Паллавичини (1441-1507) - один из известных римских прелатов, принадлежавший к древней аристократической фамилии. Портрет кардинала написан уже после его смерти, возможно, по заказу родственников. В XVII веке картина принадлежала фламандскому живописцу Антонису ван Дейку. В 1772 году в составе собрания Кроза картина была приобретена Екатериной II для Эрмитажа и вплоть до начала XX века за ней сохранялось авторство Тициана. Идея авторства Себастьяно дель Пьомбо впервые была высказана немецким ученым Отто Мюндлером и затем подхвачена итальянцем Лионелло Вентури. С этого момента и в течение почти ста лет картина публиковалась под новым именем. Причиной того, что портрет был исключен из круга работ Тициана, во многом послужила его плохая сохранность.
Еще в конце 1930-х годов реставрацией полотна занимался известный художник П.Д. Корин, работавший тогда в Музее. В 2002 году заведующая сектором реставрации живописи ГМИИ Г.М. Ерхова приступила к удалению многочисленных потемневших записей и восстановлению произведения. Одновременно Б.Б. Лукьяновым были проведены исследования картины в рентгеновских и инфракрасных лучах. С их помощью удалось выявить авторскую правку на изображении некоторых деталей, в частности, контура головы, что отвечает методу работы Тициана и часто встречается в его творчестве.
Завершенная в начале 2004 года реставрация полотна позволила по-новому оценить его живописные достоинства.