20 февраля в Зеленом зале Всероссийского Музея А.С.Пушкина открылась выставка К.А.Кордобовского (1902-1988).
При жизни К.А.Кордобовский избегал известности. Гордому имени Художника предпочитал скромное положение оформителя Театрального музея или педагога Дворца пионеров… Если и был Художником, то втайне от других. Даже его ученики не всегда знали, какие замечательные работы хранятся у него дома.
Конечно, это был осознанный выбор. Человек, ощущающий себя наследником К.Малевича, М.Матюшина и П.Филонова, просто не мог жить по другому. Если, конечно, хотел сохранить верность заразившим его еще в юности художественным идеям.
Эстафета русского авангарда, казалось бы, не мыслившего себя вне публичности, переходила к мастерам, избравшим путь затворничества и аскезы. Эти люди рассчитывали не на сегодняшний успех и признание, но на посмертную правоту.
Именно так жил и творил художник Кордобовский. Потому-то именно ему удалось соединить прошлое и настоящее. В самом конце жизни его искусство отличали такая же молодость и беспокойство, как и в начале пути.
Несмотря на свое тяготение к искусству русского авангарда, литературные вкусы Кордобовского были традиционны. Больше всего он любил Пушкина.
Если поэт в России больше, чем поэт, то в первую очередь это относится к Пушкину. К нему Кордобовский обращался не только в поисках тем и образов, как это случилось еще в тридцатые годы, но и за поддержкой. Умирая от голода во время блокады, он делал иллюстрации к "Золотому петушку". Сначала рисовал красками, а потом цвета стал обозначать карандашом.
Рисунки Кордобовского к "Медному всаднику" - не только иллюстрации к конкретному произведению, но попытка обрисовать контур "петербургского мифа", который берет свое начало именно с этой поэмы.
Петербург у художника совсем другой, чем на знаменитых рисунках Александра Бенуа. Он не грозен и величественен, а хрупок и зыбок. Кажется, не только Евгению, но и самой столице угрожает опасность. Этот город склубился из тумана, для того чтобы, по слову Достоевского, с этим туманом разлететься и исчезнуть.
К.А.Кордобовский был тихим, мягким человеком… Но, видимо, настоящее мужество не всегда проявляет себя через брутальность и громогласность. И если опять вспомнить о странном способе существования, избранном художником, то надо признать его победу. Ведь многие обстоятельства, которые ему казались непреодолимыми, стали историей, а его картины продолжают свою жизнь.
Хорошо, что у посетителей Всероссийского музея А.С.Пушкина появилась сейчас возможность еще раз прикоснуться к творчеству этого мастера.