Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея приглашают на открытие выставки "Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Графические произведения. Новые поступления" и презентацию факсимильного издания Альманах "УНОВИС №1" издание Третьяковской галереи и издательства "СканРус". Вернисаж и презентация состоятся 19 февраля в 16.00. Выставка открыта с 19 по 26 февраля.
Открытием выставки графических работ Казимира Малевича и его учеников и презентацией уникального издания альманаха "Уновис" Третьяковская галерея отмечает 125-летний юбилей со дня рождения Казимира Малевича, который, согласно новым исследовательским данным, пройдет 23 февраля 2004 года.
Сравнительно недавно и практически одновременно учеными разных стран были найдены документы, изменившие уже укоренившиеся в науке сведения о 1878 годе как о дате рождения Малевича. Обнаруженная новая дата рождения - 1879 год, - лишний раз свидетельствует о том, что, несмотря на полноту и фундаментальность существующих научных данных о творчестве этого мастера, многие открытия еще впереди.
В залах Третьяковской галереи представлены 25 графических произведений: 9 работ Малевича и 16 - его учеников Чашника и Суетина. Работы были подарены музею в 2002 году Ниной Николаевной Суетиной, дочерью художника. Все они впервые демонстрируются в России; ряд рисунков прежде вообще никогда не экспонировался.
Рисунки Малевича выполнены в 1913?1929 годах и представляют разные периоды его творчества. Среди них - и маленький кубофутуристический пейзаж 1913 года, и наброски для неосуществленных или утраченных многофигурных композиций конца 1920-х годов, и эскизы к его известным литографиям ("Композиция с двумя прямоугольниками", "Динамический супрематизм", "Супрематизм"), и наброски уникальных супрематических композиций, не повторенных впоследствии Малевичем ни в живописи, ни в графике.
Творчество Николая Суетина и Ильи Чашника было неразрывно связано с именем Малевича.
В 1919 году Малевич получил назначение на работу преподавателем в Витебской художественной школе; весной 1920 он организовал там группу "Уновис" (Утвердители нового искусства). Суетин и Чашник были учениками Малевича и активными членами "Уновиса". В последующие годы они оставались ближайшими соратниками и последователями Казимира Малевича. Их работы демонстрируют самые разные грани взаимоотношений учителя и учеников - от безоговорочного следования художественным принципам супрематизма до попыток найти их собственное истолкование.
Презентация альманаха "Уновис №1" открывает другую грань как творчества Малевича, так и научной деятельности музея по изучению его наследия. В июне 1920 года основанная Малевичем в Витебске группа "Уновис" выпустила в пяти машинописных экземплярах одноименный альманах, который содержал статьи, манифесты, декларации и рисунки уновисцев. В настоящее время известны только два сохранившихся экземпляра: один находится в зарубежном частном собрании; другой, принадлежавший Лисицкому, в 1959 году поступил в Отдел рукописей Третьяковской галереи в числе документов, переданных его вдовой С. Лисицкой-Кюпперс. О судьбе остальных экземпляров сведений нет.
Издательством "СканРус" выпущено уникальное издание, состоящее из двух частей - факсимильного воспроизведения альманаха "Уновис" и отдельного приложения, содержащего вступительную статью и публикацию текстов альманаха (статья, публикации и комментарии Т.Горячевой). На страницах "Уновиса" представлены статьи, декларации, рисунки, офорты и литографии К.Малевича, Эль Лисицкого, А.Крученых, М.Матюшина, Н.Коган, В.Ермолаевой, И.Червинко и других членов группы. Обложка выполнена Лисицким.
В приложении статьи альманаха текстологически обработаны и снабжены комментариями; иллюстрации сопровождены справочными текстами. Настоящее издание является первым опытом полной реконструкции и научного исследования альманаха.