С 21 декабря 2003 года по 11 января 2004 года в Центральном Доме Художника будет открыта выставка современного российского искусства с использованием цифровых способов создания, передачи и хранения информации.
Выставка "Новый Отсчет. Цифровая Россия вместе с SONY" задумывалась не как шоу медийного или сетевого искусства, но как широкий показ современного отечественного искусства, носящего в себе следы влияния нового мышления и новой оптики, сформированных под влиянием дигитальных технологий.
Конечно, предложенный формат выставки: искусство, рожденное после появления "цифры" (компьютера) - ставит проблему взаимодействия искусства и технологий очень масштабно. Помимо чисто формальных аспектов: новых типов визуальности, специфического отношения к цвету и форме, связанного с феноменом "пикселя", качественного изменения в размерах и способах подачи работ, цифровые технологии предстают в свете человеческих утопий, надежд и разочарований. Непреходящая мечта гуманизма - улучшить человеческое существо - в цифровую эпоху вновь оказалась невыполнимой, однако тот путь, который на нынешнем этапе был пройден современным обществом в надежде приблизиться к идеалу, сам по себе заслуживает внимания.
Экспозиция выставки построена таким образом, чтобы отразить три существенных этапа в развитии современного витка техно-утопии. Это, во-первых, мечта в "продроме", предчувствие новой цифровой эры и попытки выразить новую эстетику традиционными, аналоговыми средствами изображения. В этой части выставки можно увидеть произведения мэтров отечественного андерграунда Франциско Инфантэ и Нонны Горюновой, Семена Файбисовича, живопись Ильи Чичкана, Виталия Пушницкого, музыкальные инсталляции группы под названием "Институция Нестабильных Мыслей" и Ивана Цюпки, коллажи Алексея Каллимы и скульптуру Надежды Зубаревой.
Второй зал выставки демонстрирует собственно компьютерные проекты: видеоанимации Дмитрия Гутова, Анны Колосовой, групп "Обледенение архитекторов" и "Синий суп", панно, созданные на основе скринсейвера, Георгия Пузенкова и Гора Чахала, объекты - роботы Дани Васильева, Сергея Тетерина, Людмилы Константиновой, шлем "реальной виртуальности" Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина.
Наконец, третий раздел выставки показывает неизбежный процесс "старения" мечты, переход конструкторских проектов в архетипические фантазии футуризма, мифологизация "цифры" по примеру фетишей прошлого: электричества, летательных аппаратов, теле-радиовещания и тому подобного. Здесь представлены следующие темы: "археологический музей" группы "АВС", "воспоминания о детстве": проекты Виктора Алимпиева, Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, "картинная галерея пост-дигитальной живописи" с работами Керима Рагимова, Александра Погоржельского, Дианы Мачулиной, Филиппа Донцова, Александра Елисеева и других.
К открытию выставки выпущен цветной 160-страничный каталог.
На вернисаже будут показаны также перформансы группы "ПОЦ" (Почитатели общечеловеческих ценностей), Георгия Литического и Георгия Острецова, музыкального коллектива "New Clear Los'ь" и Дмитрия Булныгина, перформанс-виджинг группы "Институция Нестабильных Мыслей".
Выставка "Новый Отсчет. Цифровая Россия вместе с SONY", в силу сложившихся обстоятельств, является как бы итоговой за последние десять лет. Последним крупным событием, посвященным вопросам взаимодействия искусства и технологий, была выставка "New Media Topia", показанная в здании Центрального Дома Художника в 1994 году. Однако мы надеемся, что данный исторический интервал не задаст собой норму для будущего, и следующая выставка, в которой наш соотечественник сможет увидеть плоды художественно-технического альянса, будет организована гораздо быстрее - в следующем году или пару лет спустя.
Организаторы выставки: компания SONY, Галерея М. Гельмана, PR-агенство "Imageland"
Куратор выставки: Евгения Кикодзе
Вернисаж 20.12.2003 в 17-00.