14 марта в Новосибирской картинной галерее откроется выставка "Черное и белое".
В классических культурах Запада и Востока черное и белое считалось самым благородным, лаконичным, глубоким базовым, смысловым сочетанием: инь и янь, день и ночь, свет и тьма, жизнь и смерть. Бесконечность белого и бесконечность черного. Бытие и небытие. Их сочетание образует жизнь, конфигурация их сочетаний образует искусство. На белой бесконечности размывами черной туши древние китайцы создавали горы и воды, на белом фоне как символ "нуль формы" писал свой "Черный квадрат" К.Малевич. Благородные испанские гранды в XVII веке и музыканты в XIX носили одежду в черно-белой гамме. Черное и белое - цвет свадеб и похорон. Наконец, в России, особенно в Сибири, почти пол года длится монохромный период года.
Нельзя всю жизнь видеть в черно-белом цвете, но возможно видеть ее контуры на плоскости листа заданного формата. Возможно, это и будет искусством графики. Еще Платон считал всю нашу реальную жизнь лишь набором теней, лишь проекциями действительно настоящей жизни. Искусство черного и белого - это экран, на котором отпечатываются прекрасные следы подлинной жизни, экран, создаваемый творческой волей художника. Предметы, теряя кажущуюся материальность и вес, попадая на плоскость, становясь искусством черного и белого, приближаются к миру идеального, как первая и последняя стадии на пути превращения идеи в материю и наоборот. Неудивительно, что искусство черного и белого присуще художникам преимущественно созерцательного склада, чуждым экспансионизму и гедонистическому началу.
В экспозицию вошли работы как известных, так и менее известных художников: М.Митурича-Хлебникова - хранителя духовных и высоких культурных традиций, А.Поздеева - классика сибирского искусства конца ХХ в., известного мастера современного санкт-петербургского искусства - Ф.Волосенкова, москвича А.Горбатюка, новосибирских художников З.Рубан и Н.Жукова, харьковчанина Виталия Куликова. Соединяя на первый взгляд столь разновеликие имена, организаторы исходили не из табели о рангах, а из близости художественных приемов и видения мира авторов, видения, в основе которого лежит культура созерцательности, поиск равновесия и гармонии в природе и человеке.