Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея и Музей Русского Искусства (г. Миннеаполис, США) представляют выставку "Пути русского импрессионизма", посвященную 100-летию Союза русских художников. Пресс-показ 28 мая в 11.00; вернисаж 28 мая в 18.00 (Крымский вал, 10).
Масштабный и зрелищный выставочный проект, осуществленный Третьяковской галереей в сотрудничестве с Музеем русского искусства в Миннеаполисе, представляет свыше 150 произведений живописи и скульптуры трех поколений отечественных мастеров ХХ века. Впервые поставлена задача проследить сложение и развитие, трансформацию и непрерывное возрождение традиции, получившей название "русский импрессионизм". Русский импрессионизм - специфическое художественное явление, не во всем совпадающее с традиционным понятием об импрессионизме классическом. Дело не только в формальных признаках (в работах русских мастеров, в частности, всегда сохраняется рисунок предмета), но и в той особой, даже обостренной, жажде "отрадного", которая сопровождала само появление и дальнейшее развитие этого направления в русской живописи.
Экспозиция посвящена 100-летию Союза русских художников. На выставках Союза, с декабря 1903 года ежегодно проходивших в обеих русских столицах, было объединено "все свежее, новое, оригинальное и смелое", что существовало в русском искусстве. Участниками Союза были Михаил Врубель (создатель эмблемы СРХ), Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Борисов-Мусатов, Александр Бенуа, Константин Сомов, Игорь Грабарь… Особым художественным единством отличалась группа московских живописцев, среди которых было немало пейзажистов: Сергей Виноградов, Станислав Жуковский, Петр Петровичев, Николай Клодт, Константин Первухин, Алексей Исупов и ряд других мастеров.
Именно эти художники после раскола и выхода из Союза в 1910 году его "петербургского крыла" стали определять лицо СРХ. Всех их объединял интерес к самой живописи, ее пленэрному характеру, фактурности красочной поверхности холста, к самому мазку кисти, - всему, что позволяло выразить свое эмоциональное отношение к миру. Жизнеутверждающее начало, заключенное в этих полотнах, делало творчество мастеров Союза, по словам Александра Эфроса, "общественной необходимостью".
Интенсивные поиски в области выразительных средств закрепляли за художниками славу ведущих русских живописцев начала 1910-х годов. "Выставки Союза - самые замечательные и интересные из всех ежегодных обзоров в русской живописи", - писал тогда известный художественный критик и историк искусства Павел Муратов. В середине ХХ века импрессионизм попал в разряд "формалистических течений", и применение этого термина при характеристике творчества художника стало опасным и угрожающим обвинением. Однако заложенная в СРХ традиция московской живописи сохранялась в творчестве последующих поколений отечественных художников, став знаком возможной в то время творческой свободы и независимости. Работы Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Бориса Яковлева, Алексея Грицая, Якова Ромаса, Василия Нечитайло в 1930-50-е, Виктора Иванова, Валентина Сидорова, Владимира Стожарова, Ефрема Зверькова, Алексея и Сергея Ткачевых в 1950-60-е годы, с их интересом к цветности, фактурности живописи, пронизаны все тем же особым чувством радости жизни, умением увидеть поэтическое в будничном, особенное в обыденном.
Более того, живописная традиция заявляла о себе в работах мастеров, имена которых традиционно связываются с официальным советским искусством: Александра Герасимова, Кукрыниксов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов), Виктора Цыплакова и др.
В процессе подготовки выставки было сделано действительно неожиданное открытие: в США, в штате Миннесота, в пригороде Миннеаполиса с 2002 года существует Музей Русского Искусства (TMORA - The Museum of Russian Art), где представлено огромное число произведений отечественных мастеров 1920-1980-х годов. Музей был подарен штату крупным коллекционером и меценатом Реймондом Джонсоном, настоящим энтузиастом русского искусства советского периода. Среди произведений, привезенных на выставку из США, - полотна Сергея Герасимова, Василия Нечитайло, Константина Максимова, Гелия Коржева, Алексея Грицая, Эдуарда Браговского, братьев Ткачевых и других. Работы, хранящиеся в США, существенно дополняют наши представления о собственном национальном художественном наследии. Но главное - они придают выставке иной масштаб и новое звучание, наглядно демонстрируя, что объединяет людей разных менталитетов по разные стороны земного шара. Таким объединяющим началом оказывается искусство, в котором есть открытая живописная эмоциональность, искреннее любование миром и особая жизнеутверждающая сила.
К выставке подготовлен аннотированный альбом.
Осуществление проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Внешторгбанка.
Выставка открыта с 29 мая по 27 июля.