Выставка "Путь к бессмертию" из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГМИИ им. Пушкина, июнь-сентябрь 2002 г.)
Авторы:
Концепция - Светлана Ходжаш; Художественная концепция и дизайн - Давид Бернштейн;
Куратор - Ольга Дюжева;
Инженерно-конструкторская разработка проекта - Юрий Трофимов;
Художественное оформление - Михаил Иванов;
Изготовление и монтаж оборудования ООО "Музеум" (директор Владимир Фанкин);
Световое оформление ООО "Штивер" (Валерий Калиниченко Сергей Тютюнник);
Монтаж экспозиции ЗАО "Энергокомплект" Фирма "APV";
Связи с общественностью Юлия Гирба.
В подготовке выставки принимала участие большая группа реставраторов, подготовивших коллекцию к экспонированию.
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва) прошла очередная большая выставка "Путь к бессмертию". Эта выставка, задуманная заведующей отделом Египта Светланой Ходжаш, представляла не только коллекцию египетского искусства из собрания музея, прекрасные памятники, многие из которых зрители увидели впервые, но и вечные философские идеи, соотносящиеся с общечеловеческими проблемами жизни и смерти, мира реального и мира "запретного", мира за гранью того реального опыта, которым располагает человек. Выставка формировалась на основе продуманной и сформулированной концепции о пути в "неизвестность", в "бессмертие". Замысел выставки сложился в связи со вступлением в новый век и тысячелетие, но как часто бывает в музейной практике, осуществление выставки в канун нового века отложилось, и она предстала перед зрителями лишь летом 2002 года.
Выставка посвящена той части древнеегипетского искусства, которая связана с приготовлением человека к загробной жизни, с вещами, которые призваны сопровождать еш после смерти, охранять, помогать. Сложным представлялся египтянам переход к вечной жизни. На этом этапе человеку требовалась помощь, которая оказывалась ему через ритуалы, сопровождающие погребение, предметы и тексты. Выставка представляла мелкую пластику, амулеты и саркофаги, великолепные картонажные маски, каноны (сосуды для внутренностей умершего), ушебти, фрагменты расписных саркофагов с текстами и указаниями "как и куда идти", экспозиционные комплексы "Заупокойной" и "Погребальной" камер и даже подлинные мумии древних египтянок. Главными экспонатами выставки стали погребальные тексты - книга "Амдуат" (переводится как "О том, что в Дуат (прославленном краю)" на льняной ленте, которую клали под голову мумии, и "Книга мертвых" на свитках папируса, испещренных литературными текстами и миниатюрами. Погребальные тексты были выставлены на обходной галерее второго этажа. Приглушенное освещение выхватывало из полумрака только тексты и изредка помещенные между ними фрагменты погребальной пластики, что создавало особенную атмосферу отрешенности от внешнего мира за стенами музея.
Характерной чертой выставки стал ее диапазон, т.к. были представлены произведения от древнейших времен до позднего периода, образцы которого отмечены влиянием классического искусства, в т.ч. фаюмские портреты, скульптура греко-римского времени.
Уровень экспонатов представлял коллекцию высшего художественного качества. Однако культурологический, и даже если можно так выразиться - ее философский тон, превалировали над чисто эстетическим созерцанием древних предметов.
Помимо концепции, философии и самих произведений древней культуры, выставка порадовала дизайном, попыткой создать оригинальную образную среду, объединяющую все эти предметы в единую пространственную систему. Какой Египет без пирамиды? И вот в белом зале Пушкинского музея воздвигнута Пирамида. Это хорошо продуманный дизайн с лаконизмом, простотой и ясностью, которая отличает "то что хорошо" от того, "что плохо". Пирамида Белого зала - эфемерна, это "прозрачная" конструкция из ребер, окрашенных в условный белый цвет с натянутыми шнурами, которые по замыслу создателей должны были означать каменные блоки, из которых складывалась пирамида настоящая. Пирамида представляла собой Знак, Символ страны, культуры, цивилизации, времени, искусства. И как всегда бывает в символе - все многопланово, все переплетается сложной сетью значений и ассоциаций. Это и пирамида, в пространстве которой были выставлены уникальные предметы коллекции, и объединяющая весь мелкий разрозненный материл единая крупная выставочная конструкция, и выставочный элемент, который соотносил экспонаты с архитектурой зала.
Музей шаг за шагом идет к образным и средовым решениям своих выставок. В Египетской выставке был создан образ, среда. Четкая структура, жесткие конструкции специально спроектированного оборудования, с тонкостью отточенные конструктивные нюансы, пропорции в этом экспозиционном решении играли немаловажную роль, так как стояла задача гармонизации достаточно мелкой экспонатуры с пространством и архитектурой Белого зала. Дизайн экспозиции определял лаконизм и ясность конструкций для экспонирования масок, которые выстроились по боковым нефам главной лестницы. В них лишь при монтаже обнаружился удивительный эффект отражений, который вписался в контекст всего экспозиционного замысла. Так как заупокойные маски были расположены по обе стороны центрального щита в витрине-конструкции, в стекле оказалось и отражение оборотной стороны щита, т.е. второй маски, тем самым как бы выстраивался второй экспозиционный ряд - иллюзорный. Маленькие и тонкие папирусы и льняные ленты с текстами "Книги мертвых" были помещены в больших паспарту в крупных темно синих щитах, которые организовали масштабное соотношение экспозиции и интерьера музея, задавая единый цветовой код выставки - темно-синий.
Особо хотелось бы остановиться на торцовом зале выставки, где на центральном подиуме зала, тщательно закамуфлированном под песчаные почвы Нила, "вырос" настоящий папирус (он был в горшках, и его поливали каждое утро). В проеме зала поднялись почти настоящие пилоны пятиметровой высоты, которые отграничили пространство зала в замкнутую и торжественную зон}7 у входа в "заупокойную камеру". Архитектурой выставки создавалось пустое пространство перехода - коридора и "погребальной камеры", в которой был создан экспозиционный комплекс из мумии молодой египетской женщины и ритуальных предметов, которые сопровождали в мир иной представителя древней культуры.
Выставка "Путь в бессмертие" была проникнута ассоциациями, желанием погрузить современного зрителя в иное пространство - другой страны, времени, культуры. Выставка манипулирует и "играет" временем и пространством, смещает привычные представления, выстраивая удивительные иллюзии и среду дня более тонкого и сложного восприятия.
И, возможно, именно с этой целью на верху главной лестницы музея был воздвигнут темно-синий торжественный пилон, который прерывал ось, как бы останавливая посетителя, отсекая пространство сегодняшнего дня и сегодняшнего мира от загадочного и таинственного мира "иного", представленного современному зрителю великолепной коллекцией египетского искусства. Коллекцией, которая снова продемонстрировала понимание прекрасного, изысканное чувство пластики, лаконизм художественного языка, образного мышления, гармонии и ясности, присущие египетскому искусству, образцы которого в самом прямом смысле "обрели путь в бессмертие".
Еще одна большая и значительная выставка окончила свое существование. Она никогда больше не предстанет в этом составе, в этой канве повествования. Предметы коллекции еще не раз будут радовать искушенного и неискушенного зрителя, но выставки в ее целостном образе и форме, такой, какая она получилась сейчас, уже не будет никогда. Состоявшись раз - она уходит навсегда. Но это никак не умаляет ее значения для современной культуры и дальнейшего развития и совершенствования музея наших дней.
Профессор, кандидат искусствоведения М.Т.Майстровская