МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

c 3 сентября по 27 октября 2019Москва
В читальном зале Дома Гоголя открылась выставка, посвященная 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Тема выставки — творческое осмысление литературного наследия Лермонтова русскими музыкантами и художниками, их стремление расширить наше представление о творчестве писателя, поиски ответов на вопросы, которые он ставил, прежде всего, самому себе.

Всего четыре года признания было отведено в русской литературе одному из величайших ее писателей. Лермонтов стал известен широкой публике в 1837 г. после написания знаменитого стихотворения «Смерть поэта». Слава была мгновенной и скандальной — стихотворение в тысячах рукописных копий разошлось по России за считанные дни, автор сочтен неблагонадежным и сослан на Кавказ.

При жизни было опубликовано менее четверти его наследия. После гибели поэта более 20 лет имя его замалчивалось. Только в 50-е гг. XIX в. были собраны мемуары современников, отысканы неизданные произведения и письма. Оказалось, что Лермонтов — автор около 400 стихотворений, трех десятков поэм, двух незаконченных повестей, одного романа и полудюжины драматургических сочинений.

При жизни поэта его произведения не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авторские иллюстрации, сохранившиеся в рукописях — фронтиспис к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841).

В дальнейшем русские живописцы неоднократно обращались к поэзии Лермонтова. Все попытки воплощения лермонтовских образов в творчестве живописцев, разнообразные по тематике и жанрам, не оставили заметного следа в истории русского искусства, за исключением работ Врубеля. В основном же интерпретация творчества Лермонтова стала достоянием графиков и развивалась в русле книжной и станковой иллюстрации.

М.А. Врубель обратился к «Демону» в 1885 г., с тех пор этот образ занял центральное место в его творчестве. Художник является создателем одного из лучших циклов иллюстраций к роману «Герой нашего времени», и ряда картин к поэме «Демон» — «Демон сидящий», «Демон и Тамара», «Летящий Демон», «Демон поверженный», «Демон и ангел с душой Тамары». Эти полотна, как и серия его книжных иллюстраций к поэме, по глубине философского содержания, по смелости эстетических исканий относятся к шедеврам мирового искусства.

Особое место среди иллюстрированных изданий занимают сочинения Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского (отца художника), изданные И.Н. Кушнеревым в 1891 г., ознаменовавшие поворотный момент в истории лермонтовской иллюстрации. Кончаловский привлек 18 художников разных поколений и школ, предоставив им полную свободу в выборе сюжетов и техники воплощения. Среди них — мастер романтического пейзажа И.К. Айвазовский, создатели реалистической пейзажной живописи Шишкин и Поленов, представители разных направлений исторической живописи А.М. и В.М. Васнецовы, В.И. Суриков, мастера-реалисты С.В. Иванов, В.Е. Маковский, Репин, К.А. Савицкий, К.А. Трутовский, а также Е.Е. Волков и Н.Н. Дубовской, художники младшего поколения — Врубель, К.А. Коровин, Л.О. Пастернак.

Издание Кушнерева обогатило русское искусство целым рядом первоклассных произведений графики, творческие открытия были учтены последующими иллюстраторами Лермонтова.

Советских художников-иллюстраторов в творчестве Лермонтова привлекала, прежде всего, острота психологических столкновений, романтическое мироощущение, красочный мир исторической легенды и сказки.

В 40-50-е гг. были закончены работы Н.В. Кузьмина («Маскарад», 1949) и Д.А. Шмаринова («Герой нашего времени», 1946). Кузьмин прочел «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал ее романтический. колорит. Его экспрессивные рисунки полны трагедийной напряженности, психологические характеристики персонажей проникновенны и точны. Сюита Шмаринова выполнена в лучших реалистических традициях: убедительны образы персонажей, точно воссоздана атмосфера эпохи.

В 60-е гг. появляются циклы гравюр Ф.Д. Константинова к «Герою нашего времени» (1963), «Стихотворениям» (1969), «Демону» (1965). Вместе с ранними иллюстрациями к «Мцыри», заново переработанными художником, этот лермонтовский цикл представляет самое значительное (после Врубеля) явление в истории иллюстрирования Лермонтова.

В Благородном пансионе, где обучался Лермонтов, много внимания уделялось эстетическому воспитанию. С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.

В 1828 г. начинается его поэтическая деятельность. Стихи его очень музыкальны. Исследователи пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их.

Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки — А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и музыканты-любители, современники Лермонтова.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 г. «дедушкой русского романса» Николаем Титовым. В 1840 г. вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную...») Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы», более восьмидесяти композиторов, появились уже позже. Прижизненной была и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна...») Гавриила Ломакина.

Написано свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Примечательно, что только одна из них прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованный в 1861 году.

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Великий композитор хорошо понимал, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке.

Созданный за несколько недель до трагической гибели поэта «Утес» привлек внимание более восьмидесяти композиторов, в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему.

Одно из последних стихотворений Лермонтова, волнующую лирическую исповедь «Нет, не тебя так пылко я люблю», воплотили в музыке множество композиторов. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов — это романс-вальс А.И. Шишкина, написанный в 1885 году.

Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов и дуэтов: «Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Русалка», «Тучи».

Советские композиторы уже в 30-е гг. перешли к созданию циклов романсов. Зачинателями этого направления в советской вокальной музыке явились Мясковский и Асафьев. Продолжая лучшие традиции русской музыки, советские композиторы создали ряд симфонических произведений: Ипполитов-Иванов — симфоническая поэма «Мцыри»; Асафьев — опера «Казначейша», Хачатурян — сюита «Маскарад» и другие.

И по сей день, несмотря на старания множества исследователей, биография Лермонтова изобилует белыми пятнами, история создания большинства произведений остается туманной, общая концепция творчества представляет проблему, а обстоятельства смерти так до конца и не выяснены.

Н.Н. Ге о Лермонтове: "Он был гениальным писателем, художником, творцом нового, философом и провидцем, умеющим смотреть ретроспективно и видящим далеко вперед. Он предсказал то время, до которого мы еще не дожили. Поэтому многое в его творениях остается до сих пор не понятным, или понятным не верно. Он умственно и морально возвышался над всеми, как самая высокая и крутая скала".

На выставке представлены художественные альбомы, книги из редкого фонда (в том числе с иллюстрациями М. Врубеля, М. Зичи, П. Бунина), изоматериалы с работами различных художников-иллюстраторов, ноты и виниловые диски с записями оперы и художественного чтения, а также подробный текстовый комментарий. Выставка будет работать с 3 сентября по 27 октября.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Читальный зал (2 эт.), вт–вс 10:00–20:00

www.museum.ru/N73797
Ваше мнение »»

»»Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, д. 7а
Проезд:Ст. м. "Арбатская"
Телефоны:(495) 691-15-50, 690-58-81 (экс. бюро)
URL:domgogolya.ru/
EMail:domgogolya@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru