МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Владимир Янкилевский. Героический монумент

c 18 сентября по 24 ноября 2019Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Героический монумент» одного из самых значительных художников советской неофициальной культуры, классика российского и мирового современного искусства Владимира Янкилевского.

Владимир Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в семье художника Бориса Янкилевского. В 1950 поступил в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) при Институте им. Сурикова. В 1962 году окончил Московский полиграфический институт по специальности художник книги.

В 1962 году 24-летний Владимир Янкилевский принял участие в печально знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже, устроенной Академией художеств. Кроме художников-членов МОСХ в экспозиции были представлены работы участников студии Белютина, Эрнста Неизвестного и других молодых художников, искавших новый художественный язык самовыражения. Хрущев, заранее накрученный «советниками», дал крайне резкую оценку этой выставке. Скандал в Манеже привел к тому, что несколько поколений художников на долгие годы лишились возможности публично выставлять свои работы. Выставка в Манеже запустила механизм становления феномена, который позже получит название «неофициальная культура» или «советский андеграунд».

По иронии судьбы, именно благодаря хрущевской «оттепели», слегка приподнявшей «железный занавес», Владимир Янкилевский, как и многие художники его поколения, получил возможность познакомиться с творчеством звезд мирового искусства и переосмыслить то, чему учила советская «академическая» школа живописи. Выставка Пабло Пикассо 1956 года в Пушкинском музее, выставки современного искусства в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, знакомство с французским искусством конца XIX — начала XX века инспирировали поиск средств художественного выражения, позволявших передать собственное понимание и переживание окружающей реальности. Позже, в «Попытке творческой автобиографии» Владимир Янкилевский писал: «Академическая школа консервативна и ограничена. Она считает определенный и конкретный период в искусстве высшим и незыблемым достижением и учит подражанию его образцам, игнорируя тот факт, что новая реальность рождает и новый реализм, откуда и происходит вечное обновление и развитие искусства... В определенном смысле это официальное искусство было зеркалом официальной жизни, ее лживости, выдавания желаемого за действительное, косности, демагогичности с эстетически приукрашенным фасадом. По официальному искусству можно было диагностировать болезнь общества».

В отличие от многих художников своего поколения и своего круга, Янкилевский не просто искал способ передать через искусство свое отношение к действительности, он интересовался глобальными метафизическими проблемами, традиционно пронизывавшими всю историю искусства: жизнь и смерть, божественное и дьявольское, нравственное и безнравственное, временное и вечное. Уже в работах 1962 года, представленных в Манеже: пентаптихе «Атомная станция», «Триптихе № 2» и серии «Тема и импровизация», он создает универсальную структуру картины как модели бытия. В «Триптихе № 2» Владимир Янкилевский имплантирует в живописную ткань работы открытки-репродукции его любимого художника эпохи Кватроченто Пьеро делла Франческа. Раннее Возрождение, интриговавшее Янкилевского прежде всего множественностью перспектив, соединяющихся в одном произведении, безусловно повлияло на формирование его художественного универсума.

С самого начала молодой художник стремился найти необходимые образы-формы, позволявшие выразить его личные переживания и понимание мира. Этому очень помогла встреча с выдающимся педагогом Элием Белютиным, который в 1958 году преподавал в Полиграфическом институте. Одиннадцати занятий (один академический год) оказалось достаточно, чтобы заложить базу для дальнейшего самостоятельного развития художественной вселенной и собственного уникального пластического языка Владимира Янкилевского.

Проект в МАММ — своеобразная реконструкция выставки Владимира Янкилевского Monument heroique («Героический монумент»), которая состоялась в 1994 году в Париже в Центре современного искусства La Base, основанном Оливье Мораном. Эта выставка была очень важна для художника, потому что позволяла свести воедино все основные структурные элементы, циклы, серии и векторы вселенной Янкилевского. Формирование его художественного космоса происходило очень быстро и невероятно интенсивно, между 1960-ми и 1970-ми годами. Именно в этот период появляются циклы «Тема и импровизация», «Пространство переживаний», «Анатомия чувств», «Автопортреты», «Мутанты», «Люди в ящиках». Каждый из этих циклов художник будет развивать на протяжении всей своей жизни. Важнейшей формой выражения для него станут коллажи, позволяющие из отдельных элементов строить целое, бесконечно варьируя и дополняя объем художественного мира Владимира Янкилевского. Свое творчество Янкилевский описывал так: «...процесс работы похож на джазовую импровизацию или фугу — сначала задается тема, потом играется импровизация. Это мир напряженной гармонии, но в нем есть место и абсурду, и анекдоту, которые отражают иррациональную сторону жизни, выходящую за рамки уже установившихся представлений о гармонии».

Центральное место в проекте «Героический монумент» занимает скульптура, восстановленная по чертежам художника и фотографиям с выставки 1994 года в центре La Base. Эта скульптура является развитием его монументального цикла «Люди в ящиках», рисунки к которому возникают у Янкилевского уже в 70-е годы. Этот цикл появляется после знаменитой инсталляции «Дверь» (1972), где артикулируется важнейшая для него тема столкновения пространств социума и экзистенциума, когда человек выступает и как носитель, и, одновременно, как жертва идеализма и абсурда. Для художника было важно, что скульптура «Люди в ящиках» выставляется в зале, где экспонируются его рисунки, гуаши, офорты и коллажи из всех серий, важнейшим элементом которых являются пейзажи с горизонтами (горизонт — системообразующий элемент мира космоса Янкилевского) — вечным фоном, на котором разворачивается трагедия бытия «людей в ящиках».

В структуру проекта «Героический Монумент» заложен конфликт противоборствующих начал и форм, в итоге приводящий к поиску гармонии, уравновешивающей хаос.

Появление серии «Автопортреты», над которой художник будет работать на протяжении всей своей жизни, было неслучайным. Автопортреты Владимира Янкилевского противоположны тому, как в этом жанре работало до него все мировое искусство. Они не имеют никакого внешнего сходства с портретируемым, но метафорически «раскрывают голову» художника и эксплицируют моменты его творческой деятельности. Можно сказать, что цикл «Автопортреты» развивает серию «Пространство переживаний». «Все произведения этого цикла имеют „горизонт“, как энергетический поток жизни, делящий вещь на „небо“ и „землю“», — рассказывал Янкилевский.

Творчество Владимира Янкилевского уникально и интересно тем, что, с одной стороны, ему присуща неистовая экспрессия и максимальное эмоциональное напряжение каждого художественного жеста, независимо от того, в какой технике работает художник: живопись, коллаж, рельеф, рисунок или скульптура; с другой стороны, его художественная система выстроена предельно интеллектуально. Конфликт, напряжение и гармония между эмоциональным и интеллектуальным началами в работах Владимира Янкилевского, попытка в каждом произведении запечатлеть универсальную структуру мироздания и превращение созданных работ в собственный художественный универсум, определяют то особое место, которое творчество Янкилевского занимает как в современном российском, так и в современном мировом искусстве. Не случайно Владимир Янкилевский был первым советским художником, чьи работы попали в коллекцию Центра Жоржа Помпиду по рекомендации первого директора Бобура Понтюса Хюльтена уже в первый год работы музея в 1977 году.

При жизни у Владимира Янкилевского было более 40 персональных выставок. Его работы находятся в собраниях крупнейших музеев и галерей мира, в том числе Центра Жоржа Помпиду (Париж), лондонской галереи Тейт Модерн, Музея Людвига (Русский музей, Санкт-Петербург), Национальной галереи в Праге, Музея изобразительных искусств Будапешта, Третьяковской галереи и др.

Владимир Янкилевский ушел из жизни незадолго до своего восьмидесятилетия. К сожалению, он не увидел своей ретроспективной выставки «Непостижимость бытия» в ММСИ, над которой он работал до последних дней. После него остался огромный объем работ, который ждет осмысления и позиционирования как в контексте российского, так и в контексте мирового современного искусства. Выставка в МАММ была бы невозможна без участия вдовы художника, его музы и соратницы — Риммы Солод. МАММ благодарит за помощь и поддержку в реализации проекта Международныи? культурныи? фонд Breus Foundation, который начал фундаментальную работу с творческим наследием Владимира Янкилевского.

Избранные персональные выставки Владимира Янкилевского:

2018 «Непостижимость бытия». Московский музей современного искусства

2013 Early Works. 1967–1961. Лондон, Aktis Gallery

2010 Anatomy of Feelings. Лондон, The Mall Galleries and Aktis Gallery

2009 Metamorphoses. Париж, Galerie Le Minotaure

2007 «Мгновение Вечности». Москва, Фонд культуры Екатерина и Санкт-Петербург, Русский музей

2002 Collagen. Бохум, Германия, Museum Bochum

2001 La femme a cote de la mer. Париж, Galerie Dina Vierny

1997 Pastels et Collages. Париж, Galerie Dina Vierny

1995-97 «Ретроспектива». Москва, Государственная Третьяковская галерея

1994 Monument heroique. Париж, Centre d’Art contemporaine La Base

1992 Autoportraits. Париж, Galerie Dina Vierny

1992 Take a Train... Париж, Gallery Le Monde de l’Art

1991 Retrospective. Paris Art Center

1990 Pastels. Париж, FIAC, Galerie Dina Vierny

1990 People in Boxes. Нью-Йорк, США, Berman — E. N. Gallery

1988 Retrospective: Vladimir Jankilevskij. 1958–1988. Бохум, Германия, Museum Bochum

1988 Retrospective. Нью-Йорк, Сан-Франциско, США, Eduard Nakhamkin Fine Arts

1987 «Живопись и графика. Ретроспектива». Москва, Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской

1978 «Ретроспектива». Выставочный зал Горкома художников-графиков на Малой Грузинской

1967 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Физический институт АН СССР

1965 Однодневная выставка. Живопись. Москва, Институт биофизики АН СССР

1962 Однодневная выставка. Эрнст Неизвестный и Владимир Янкилевский. Московский государственный университет

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева

Соорганизатор выставки: Международный культурный фонд Breus Foundation

www.museum.ru/N73649
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru