ОДИНОКИЙ ИНДЕЕЦ
Так , путешествуя из одного тела в другое, Вырастает таинственный разум. Время кузнечика и пространство жука – Вот младенчество мира. Н. Заболоцкий
Его работы - это своего рода татуировка, но подчеркивающая не принадлежность к некоему сообществу, а индивидуальность. Михаил – единственный индеец в своем племени, и он вынужден быть и хранителем, и сказителем, и мифотворцем «Общества Самого Себя». Человек внутренне одинокий, критический, гордый, не подхалим, он как Сизиф катит свой камень общения, и веря, и не веря в удачу. Парфенов как-то неясно взаимодействует с окружающими и предыдущими людьми, которые оставили ему мир не в лучшем из возможных видов. Мир художника проникнут чувствованием власти иерархий, связей, порядков, всегда выраженных в фетишах, символах, знаках. Не обретший своего прочного места, не прикрепленный корнями, Парфенов несколько демонизирует окружающие блуждающие энергетические сгустки. Они, как в океане Лема, поднимаются со дна его сознания, вырываются на волю наших взглядов, чтобы явить свой нерадостный лик. Его картины кажут миру гениталии и оскалы, это демоны, черти, тигры, боги. Т. е. наделенные властью силы, не сказать, чтобы добрые. Может, он вообще не видит доброты в мире «всех во всем виноватых». Птицы и звери – не райские, а надзирающие, может быть, орудия возмездия. Фоны яркие, напряженные. Мир клокочущий, мир борьбы, мир передела, но живущий по подростковым законам – жесткий, обидчивый, молодой, насыщенный символами. Это жесткое язычество без монотеизма и сострадания формализовано и насыщенно атрибутикой силы. Его окружающее пространство не терпит пустоты, и он с легкостью заполняет плоскость картины, что делает ее похожей на текст, на послание. Вычитывание знаков из пространства, говорение ими – приближает, роднит Панферова с ранними, устоявшимися схемами и главной из них – алфавитом. Здесь художник очень органичен, ибо ему не приходится тратить силы на вечное русское самостроение, и сразу видно его вписанность в культурный контекст 40-70-х гг. двадцатого века. Михаил – талантливый график, старающийся соединять многодельность с утонченностью, и т.к. у нас вкусовые пристрастия основного населения всегда отстают лет на двадцать, то можно предположить, что его потенциальным ценителям сейчас около 20 лет и их встреча с работами Панферова еще впереди.
Игорь Вовк Валя Метальникова http://narod-galeri.narod.ru/index.html
|