«Рукописные миниатюрные книги Ирины Дмитренко и Светланы Никольской».
Под таким названием с 3 июня 2002 года в течение двух недель в Еврейском культурном центре на Никитской прошла выставка членов Международной Федерации Художников, Творческого Союза Художников России Ирины Дмитренко и Светланы Николаевны Никольской. К открытию выставки была приурочена презентация рукописных книг на темы еврейской поэзии. Чтобы окунуться в атмосферу этой камерной выставки, приведу часть отзывов о ней. Среди авторов откликов есть писатель, инженеры, художники, архитектор, пенсионер и просто москвичка: «Огромное спасибо за ваше творчество. Ваш талант делает очень, очень, очень много! Огромных успехов Вам!!! Светлана Николаевна и Ира! Поздравляю с удачной выставкой, К тому, что вы делаете, нечего добавить! Желаю удачи и творческих успехов! Прелестные, с огромным вкусом и мастерством выполненные работы обеих художниц. Поздравляем с прекрасной выставкой. Никольская Светлана – И ей за то хвала, - Известным стихотворениям Вторую жизнь дала. Выставка производит большое впечатление - отличается высоким профессионализмом, отточенностью техники, а также духовностью, эмоциональным зарядом, глубиной постижения поэзии. Уникальны рукописные книги - по художественному исполнению и новизне представления в них литературного материала. ... Ваше творчество очень понравилось. Даже самому хочется заняться миниатюрой. Спасибо за выставку Ирине Дмитренко. Понравились иллюстрации и особенно миниатюрная книга ''Лехаим''. Очень остроумные, мудрые искусные рисунки. Удивляемся, как такое под силу человеку, настолько мелкая и подробная работа. У Светланы Николаевны большой оптимизм в работах, открытость и находчивость. Приятно, что художники нашли себя в жизни и творчестве. Восхищены. Удивительная выставка! Замечательные художники! Как любовно сделаны миниатюрные рукописные книги. Если у Ирины Дмитренко на первом месте яркий рисунок, то у Светланы Никольской редкий дар совмещения изобразительного ряда с прекрасными поэтическими образами. У Светы и Ирины – Одна у них Судьба – Способность к рисованию Со всей Москвой свела. Шалом! Это прекрасно, что у нас есть возможность полюбоваться работами таких замечательных художников здесь, в Еврейском центре? Очень затронула за живое тематика выставки. Все работы имеют психологический характер, чувствуется рука и тонкая работа мастера. Ручной труд всегда ценился намного выше машинного. Миниатюрные книжечки несут тепло рук художников. Приятна сама атмосфера этой выставки, хочется вернуться сюда, как домой, и привести друзей». И это только часть восторженных отзывов о выставке. Не всякая современная экспозиция мэтров вызывает такое единодушное одобрение зрителей. Так чем же покорила небольшая камерная выставка двух художников и кто они неизвестные широкой публике? От представленных работ веял дух искренности, отсутствовало желание понравиться всем. Художники как бы говорили: ''Вот мы такие, так мы видим окружающий мир, так мы чувствуем поэзию''. Несмотря на родственность душ они разные. Ирина Дмитренко - профессиональный художник с типичной советской судьбой творческого человека. Тяга к рисованию и первая персональная детская выставка работ в Институте русского языка, где работала мама, затем московский Технологический институт и специализация по лаковой миниатюре. Ирина работает также маслом, акварелью, создает графические листы по произведениям Гоголя, Гюго и др. С 1995 года И. Дмитренко постоянный участник тематических выставок в галереях и выставочных залах Москвы. В 1998 году прошла персональная выставка в г. Реутов Московской области. Будучи от природы скромным человеком, не тусуясь в художественных кругах, И. Дмитренко не смогла привлечь к себе внимание зрителей. И только в последний год, когда Ирина начала издавать рукописные миниатюрные книги, она привлекла к себе внимание публики. Ирина выпустила только четыре книги: ''Русалочка'' Г. Х. Андерсена, ''Мысли и афоризмы'' К. Пруткова, ''Пушкинская Москва'' и, наконец, ''Лехаим'' /из еврейской народной поэзии/. И если первая книга была ''пробой пера'' и носила ученический характер, две следующие книги были профессионально добротны, ярки, но имели некоторые недостатки в оформлении и прежде всего в переплете. Последняя книга ''Лехаим'', презентация которой проходила на выставке в Еврейском культурном центре, издана в количестве семи экземпляров и исполнена с такой любовью и проникновенностью, что удивляешься, как такое можно сделать. В этой рукописной миниатюрной книге форма и содержание уходят на второй план, своим изящным рисунком художница вложила в книгу душу. Таких книг пока никто не делает, и сравнивать их не с чем, это новое слово в искусстве книги. Наиболее известным автором рукописных книг в России в XX веке был Михаил Иванович Поляков /1903-1978/, один из лучших наших граверов-ксилографов. Он создал 28 книжек на стихотворения Пушкина, Ахматовой, Франсуа Вийона, поэтов ронсаровской ''Плеяды''. Поляковские изящные книжечки написаны от руки, а гравюры на дереве подкрашены акварелью. Но в отличие от миниатюрных книг И. Дмитренко они малоформатные. Книги М. Полякова - украшение коллекций любителей графики и мечта библиофилов. Не боясь ошибиться, можно предположить, что и за книгами И. Дмитренко будут охотиться любители ''вкусных'' книг. Интересно отметить, что на создание авторских рукописных книг Ирину подтолкнула ее мама Светлана Николаевна. С. Н. Никольская - известный специалист в области русского языка, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии СССР. Около тридцати лет Светлана Николаевна проработала в Институте русского языка РАН, являя собой пример беззаветного служения науке. Но вдруг неожиданно обнаружила у себя способность переносить на бумагу и холст образы, которые возникают у нее при созерцании, размышлениях или прочтении литературных произведений. Ее графические образы просты и наивны, они не обременены художественной ученической школой. Это как бы 25-ый кинематографический кадр, который обычный зритель не видит. Особенно удался Светлане Николаевне цикл рисованных комментариев к произведениям поэтов Серебряного века: Гумилеву, Волошину, Ходасевичу, Бальмонту, Блоку и др. Вычленяя самое главное в стихах поэтов, художнику удалось создать графический аккомпанемент к поэтическим строкам. Светлана Николаевна сделала уже 21 рукописную книгу. Всю работу по созданию маленьких произведений книжного искусства она делает сама. Понять наивные иллюстрации Никольской просто, но сделать это самому невероятно сложно или же невозможно совсем. Это ее виртуальный мир, в котором она живет и реализует свои ''видения'' на бумаге. Почему так происходит, она не может объяснить, да и не требуется объяснений. Так получается, как говорится, без комментария. На выставке в Еврейском культурном центре Светлана Николаевна впервые представила две книги: ''Современная поэзия Израиля в рисунках и ''Средневековая еврейская поэзия в рисунках Иегуда Галеви''. По сравнению с первыми миниатюрными рукописными книгами две последние книги по своему исполнению и оформлению более оригинальны, появился цветной орнамент, оригинальные суперобложки. Сделать книгу, в которой все составные части гармонично сочетаются и составляют одно целое, - мечта каждого художника книги. Современные компьютерные технологии не всегда позволяют осуществить все задуманное художником. Авторские книги И. Дмитренко и С. Никольской, на которые затрачено столько труда и времени, достигли самого главного: они приняты и востребованы читателем. Некоторые из них и прежде всего ''Лехаим'' И. Дмитренко желательно напечатать нужным тиражом факсимильно, чтобы больше людей ознакомились с изящными произведениями книжного искусства. Борис Кунин
|