Замки и дворцы, звонкая трель птиц, великолепная россыпь цветов на лугах вся неуловимая прелесть окружающего мира застыла на ровной поверхности картин. Такие простые и знакомые всем нам предметы как острая игла и послушная нить в искусных руках творят чудеса. На белой глади ткани стежок за стежком рождается произведение искусства.
История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, и конопли, хлопка, шерсти, шелка, применялись также и натуральные волосы. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.
Вышивка ранее делилась на народную (крестьянскую) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавам, подолу) и играли роль оберегов. В вышивке полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
Из поколения в поколение у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы вышивки. Мотивы отрабатывались, улучшались узоры и их цветовые решения. В разных областях России были свои особенности и технические приемы вышивки. Но каждая мастерица, использовала те орнаменты, которые были характерны для ее края, и из поколения в поколение передавались тайны русской вышивки. Вот почему на Руси, по установившемуся издревле обычаю, девочку с малых лет обучали этому не простому, но увлекательному виду творчества. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого, как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями.
В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. Украшенная вышивкой вещь приобретала художественную ценность.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности: отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания - в ней преобладают счетные швы, которые особенно широко применялись в крестьянской одежде.
Русские вышивки подразделялись на: вышивки по полотну, шелку, шерсти, бархату, филе, тюлю. Использовались - декоративные сетки, строчки, крестик, ришелье; различные швы глади, с применением мулине, ириса, шерсти, рафии, тесьмы, бисера, а также золотое шитье, венецианская вышивка, ковровая вышивка, аппликация. Наиболее популярными были: вышивка рафией - это вышивка большими штрихами, волокнами американской пальмы, по виду напоминающими мягкую солому. Ею вышивали шляпы, подушки и другие изделия. Ришелье (ажурная вышивка) - одна из самых изящных работ, не требующая пяльцев. Она состоит из обшитых петельным швом основных линий узора, ткань между которыми вырезают. Филе - старинная работа. Из филе делают прошивки, кружева, скатерти и т. п. Для работы необходимо иметь филейные челноки (иголки), представляющие собой стерженек с концами вилкообразной формы, под которыми находятся дырочки. Кроме этого нужны плоские или круглые палочки и очень тяжелая подушка; к ней прикрепляют толстую нитку, к которой привязывают конец филе во время работы. Вышивку по тюлю выполняют по тонкому или грубому тюлю (бумажному, шелковому) нитками всевозможных цветов и любого качества.
Вышивка крестиком популярна и по сей день. И многие женщины и доселе с удовольствием занимаются этим непростым видом искусства. К таковым относится и старожил города Пущино - Журавлева Евгения Тимофеевна. Приехав в город из поселка Ренино Максатихинского района Калининской области в 1962 году, она семнадцатилетней девушкой, как и многие из прибывших сюда, влилась в ряды строителей, возводивших наш любимый город. Здесь же познакомилась с будущим мужем, обзавелась семьей, родила двух прекрасных дочерей. Несмотря на житейские хлопоты - воспитание дочерей, а теперь еще и присмотр за внуками, и огородные заботы - Евгения Тимофеевна всегда выкраивала время для любимых занятий. Увлеченно вязала крючком и спицами, а, выйдя на пенсию, занялась вышивкой. Вниманию пущинцев и гостей города в музее представлены работы Е.Т.Журавлевой, вышитые крестом. Все схемы вышивок предполагают использование французских ниток, но в связи с невозможностью их приобретения Евгения Тимофеевна искусно использует около 300 номеров китайского цветного мулине. От этого ее работы только выигрывают, потому, что в каждую ею вложены необыкновенное усердие, умение, а главное, тонкая чувствительная душа. Приглашаем всех любителей прекрасного в музей на выставку работ художественной вышивки Е.Т.Журавлевой, которая начнет свою работу 11 июля и продлится три недели.