Новое тысячелетие проходит под знаком обострения межнациональных и межконфессиональных отношений. В этой ситуации особенно актуальной задачей становится воспитание общества в духе взаимопонимания и доброжелательности к представителям других культур - близких и далеких, экзотических и, казалось бы, хорошо известных. Визуальная антропология, использующая весь арсенал современных средств информации, возможности экранного искусства и достижения современной науки о человеке, представляется одним из самых действенных способов профилактики международных конфликтов. Сохранение образов малоизвестных и исчезающих культур, выявление их своеобразия и общечеловеческой сущности, осуществление диалога между представителями разобщенных миров - на этот широкий спектр гуманитарных целей и задач ориентирована визуальная антропология.
С 9 по 14 октября 2006 года в МГУ им. М.В.Ломоносова состоится III Московский международный фестиваль визуальной антропологии.
Если в других странах фестивали визуальной антропологии имеют достаточно длительную историю, то молодой московский фестиваль вынужден решать задачу знакомства аудитории с относительно новым для России направлением культурной деятельности. Поэтому помимо собственно профессиональных проблем большое внимание приходится уделять популяризации материалов визуальной антропологии и рассмотрению ее социокультурных перспектив.
Два предыдущих фестиваля прошли под девизами «Диалог чужих миров» (2002 г.) и «Традиция и объектив. В поисках цельности» (2004 г.). Фестиваль 2006 года носит название «Камера-посредник».
Первый фестиваль ставил задачу показать многообразие и красоту культурной палитры мира, выявить глубинное единство внешне разобщенных народов. Второй пытался обратить внимание на плодотворность обращения к традиционным истокам культур, на необходимость их сохранения с целью духовного обогащения современного человека. В то же время оба фестиваля ставили целью привлечение внимания к возможностям визуальной антропологии как можно более широкого круга специалистов.
Эти задачи остаются актуальными и для третьего фестиваля. Но, помимо того, центром рассмотрения должна стать узловая проблема визуальной антропологии, включающая весь спектр разнообразных проявлений этой деятельности, а именно - позиция человека с камерой, которому представители одной культуры доверяют формирование ее образа, предъявляемого представителям других культур.
От того, как визуальный антрополог понимает характер своей ответственности, насколько владеет операторским мастерством и насколько глубоко знаком с культурой, в которую входит, какие чувства при этом испытывает и как они преломляются в его творчестве, зависит качество и уровень съемки, на основе которой он будет готовить материал для публичного представления. Все дальнейшие действия, которые он должен будет производить, чтобы добиться главной цели - осуществления экранного диалога культур - в конечном счете, также будут определяться тем, как он осознает свою посредническую роль.
Организаторы надеются, что эта проблема в том или ином виде будет подниматься на всех обсуждениях во время информационных и конкурсных просмотров, на тематических семинарах, посвященных архивным этнографическим фильмам, старообрядчеству, народам Севера и мусульманского мира, визуальной антропологии различных стран, проблемам исследования, образования, телевидения. Ее рассмотрению будет посвящена и заключительная конференция.