Н.И. Иванов «Инженерные работы на Бородинском Поле в 1812 году»
Предполье основной позиции. Шевардино
Бородинский «тет-де-пон» послужил русской армии не только 24-го августа при проходе через него части арьергарда Коновницына.
Укрепления у села Бородина, подкрепленные с запада болотистым дном спущенного весной 1812 г. Савеловского мельничного пруда на реке Войне[10], помешали бригаде дивизии Брусье, атаковавшей село Бородино на рассвете 26-го августа по Большаку. Ведь свайный мост через Войну, как и дополнительные переправы и гати, после 24-го августа были уже преднамеренно разрушены пионерами, а болото дна Савеловского пруда не позволяло атаковать крутой обрыв более широким фронтом.
Само село Бородино, усиленное баррикадами, в жилой части с севера, между амбарами, овинами, сараями и оградами, было укреплено также пехотными ретраншементами, соединенными между собою палисадами с северо-восточной стороны. В итоге была образована круговая оборона села. Вся эта система обороны составляла второй тет-де-пон, прикрывающий к востоку от села три свайных моста, один наплавной, бревенчатый, сделанный пионерами, а также мельничную плотину, служившую переправой и образовавшую широкий и глубокий Щербинский мельничный пруд длиной почти в километр, существовавший с XVIII века. Пруд этот имел огромное значение при боевых действиях в Генеральном сражении, так как захват неприятелем села Бородина не давал возможности действовать из него на юг, в сторону батареи Раевского и во фланг батареям на Воздвиженском погосте. Попытки атаковать дивизией Дельзона через Колочь и пруд продолжались весь день, а не только рано утром, как это обычно считается.
Неприятель, конечно, хотел разрушить Щербининскую мельничную плотину, чтобы хотя бы по грязи дна пруда пройти из села Бородина на юг. Но для противодействия этому был возведен на правом берегу Колочи, прямо у воды прудов, пехотный ретраншемент на одну роту 1-го егерского полка, которая перестреливалась с неприятелем весь день 26-го августа, не подпуская стрелков дивизии Дельзона к плотине и к переправе ниже ее по течению Колочи.
Во время утреннего боя 26-го августа, после того, как гвардейские егеря отошли с боем по Колоцким мостам на правый берег, после контратаки 1-го егерского полка, перешедшего через эти мосты на левый берег Колочи, верхний свайный мост и наплавной мост были уничтожены. Тем временем матросы Гвардейского экипажа уничтожили и свайный мост ниже плотины. Очевидно, егеря 36-го егерского полка сделали то же с самым нижним свайным мостом, через который проходила дорога на сельцо Захарьино.
Оставалась лишь мельничная плотина, которую необходимо было сохранить во чтобы то ни стало, для поддержания высокого уровня воды в Щербининском пруду.
По левую сторону этого прудов имеется продолговатый полуостров, о котором уже ранее говорилось. Ограниченный с юга оврагом ручья Стонец, текущим в противоположном Колоче направлении, но впадающим в нее, приняв, незадолго перед этим со своей левой стороны овраг с текущим ручьем, называемый до 1812 года – Прудки, а после 1812 года – Огник[11].
Повторим, полуостров этот замечателен своей предысторией и событиями Бородинского сражения. Он не был занят неприятелем во время битвы, а 1-й егерский полк, сражавшийся и ночевавший там до утра 27-го августа, ближе к полуночи обнаружил, что батарея Раевского и село Бородино покинуты неприятелем, что аванпосты его лишь за рекой Война, а, следовательно, и за ручьем Семеновским[12]. Зная предварительное решение Кутузова о продолжении боя на следующий день, воины 1-го егерского полка начали собирать бревна для наведения переправы через Колочу взамен сломанных мостов. Приказ на общий отход к Можайску прервал эту работу.
В более древние времена на описываемом полуострове было городище в его западной части, отгороженные глубоким рвом с востока и проходящим от Колочи до Стонца. Позднее, после принятия христианства местными племенами, здесь стоял деревянный храм Воздвижения Креста Господня с приделом иконы Св. Николая Бородинской. Возле храма было небольшое поселение, называемое Воздвиженский погост. Когда, еще не было села Бородина, Воздвиженский погост был сожжен в 1609 году в польское разорение, как и большинство селений и храмов под Можайском. От этого времени сохранились лишь следы древнего кладбища, еще хорошо известного в XVIII веке и помеченного на картах генерального межевания, проведенного в Европейской России при Императрице Екатерине Великой.
Местоположение Воздвиженского погоста имело большое значение в Бородинском сражении.
Остатки межевых валов древнего кладбища здесь послужили основой для возведения артиллерийского редана на 11 орудий. Левый фас этого укрепления действовал вдоль Колочи, вверх по ее течению, не давая неприятелю делать мосты и переправы через эту реку ближе, чем за километр от этого редана. Правый же фас, этого укрепления, держал под обстрелом своих орудий «Большак» в пределах села Бородина, помогая гвардейским егерям отражать нападение полков из 13-й дивизии Дельзона и бригады из 14-й дивизии Брусье. Этот редан также прикрывал мосты на Колоче. Позади редана, уже на открытой позиции, утром, в день генерального сражения, были поставлены русские орудия, бившие весь день, как по селу Бородино, на севере, так и на юг, прикрывая подходы к батарее Раевского. Они создавали перекрестный огонь совместно с другими многочисленными батареями и самим укреплением, названного «Батареей Раевского». Продвигаясь на юг, от полуострова Воздвиженского погоста, находим, сохранившиеся по сей день, две пары пехотных ретраншементов расположенных поперек ручья в овраге Огник, близ его впадения в Стонец. Эти ретраншементы хорошо показаны на топосъемке, исполненной в 1818 году поручиком Бахметьевым, но они пропущены на французском плане Пресса, Шеврие и Беньо. Еще южнее, вверх по оврагу ручья Огник, была расположена прикрытая бруствером батарея из двух орудий, которыми командовал поручик Вальц 2-й. Эта батарея действовала, со дна оврага, на север, прикрывая с запада подходы к редану, расположенному на древнем кладбище Воздвиженского погоста. Бруствер этой батареи, очевидно, имел три амбразуры. Линии выстрелов через них показаны на плане Пресса, Шеврие и Беньо, хотя там, на самом деле, располагался лишь один артиллерийский взвод, входивший в действующую на запад батарейную роту № 24 полковника Веселицкого, стоявшую немного к северу под правым берегом Огника без какого-либо земляного прикрытия.
[10] Причина спуска Савеловского пруда на реке Войне: подмыв левого берега этого пруда и образование громадного оползня грунта в районе расположения Бородинского храма. Этот свежий оползень, не заросший еще ни травой, ни кустами, хорошо виден на рисунке Альберта Адама, изобразившего село Бородино и прилегающую к нему справа местность перед сражением, по состоянию на 25-е августа (6 сентября) 1812 года.
[11] Из-за обилия костров, на которых сжигались останки погибших воинов и лошадей уже зимой 1812-го и в начале 1813 гг.
[12] Ссылка на мемуары Петрова.
|