ВЛАДИМИР ЮЛИН
Адмирал П.В. Чичагов – истинный патриот Отечества.
Новое в трактовке его роли в истории России.
V.
В 1814 году П.В. Чичагов уехал в Англию, где в семье его родственницы по линии жены воспитывались три его осиротевшие дочери – Адель, Юлия и Екатерина[xi]. Испросив у императора бессрочный отпуск для лечения, он остался на жительство за границей. Больше в Россию он не возвращался.
Уезжая из России, Павел Васильевич увёз также прах своей жены Елизаветы, который он захоронил в английском городке Беддингтон рядом с сельским храмом, где в 1799 году состоялась церемония его бракосочетания с Елизаветой. Он жил то в Англии, то во Франции, то в Бельгии, то в Италии, то в Швейцарии, то снова во Франции. Метаниями по странам Европы после отъезда из России Павел Васильевич, видимо, стремился заглушить тоску по покинутой Родине. Наконец, он решил обосноваться во Франции, в парижском предместье Со, купив в 1822 году особняк, который и поныне хорошо известен местным жителям, как «Дом адмирала». Он не чувствовал себя затворником. Кроме дочерей и внуков его дом посещали друзья – выходцы из России, в частности, граф Растопчин. С ним жил и его брат Василий, умерший в Со в 1826 году. Павел Васильевич купил участок на кладбище в Со, где и похоронил своего брата, завещав похоронить себя рядом с братом, которого он очень любил.
С 1816 года П.В. Чичагов писал свои «Записки» (Дневники), которые охватили период с 1726 г. по 1834 г.
Он жил на свою пенсию и жалование члена Государственного Совета, в составе которого он числился до 1834 года.
В 1825 году Павел Васильевич в связи со вступлением на престол нового государя Николая I письменно поздравил его по этому случаю и одновременно поинтересовался, не изменится ли что-либо в его положении как члена Государственного Совета. Николай I ответил, что воля покойного брата для него закон и будет неизменно соблюдаться в отношении адмирала. Но в действительности это было не так. Опала над ним императора Николая сгущалась с каждым годом. Царь как бы искал повод, чтобы ущемить положение адмирала. Этим поводом послужил изданный в 1834 году царский указ, обязавший всех русских подданных, проживавших за границей, вернуться в Россию. Считавший своё положение решённым раз и навсегда, Чичагов не спешил с выполнением требований высочайшего указа. В результате он оказался едва ли не единственным, к кому были применены обещанные в указе санкции. Чичагов был лишён немногих своих имений и орденских пенсий, а также льгот, связанных с членством Государственного Совета, которое прекращалось. Но гордый дух старого и больного адмирала не был сломлен. Объявив недействительной свою присягу Николаю I, он отправил в Россию императору все свои ордена и переписку с Александром I.
Павел Васильевич и его дочь Екатерина Павловна приняли английское подданство. В 1842 году он продал свой особняк в Со и до конца дней своих он жил у дочери Екатерины Павловны в Париже. Печальна была старость рано ослепшего Павла Васильевича. Будучи глубоко верующим человеком, он как истинный христианин незадолго до своей кончины простил всех своих врагов. Он хотел сжечь рукопись своих «Записок» (Дневников). Но Екатерина Павловна уговорила отца не делать этого. Адмирал оставил ей весь свой архив с условием не передавать его кому-либо. Он умер в Париже 10 сентября 1849 года в возрасте 82 лет и был похоронен на кладбище в парижском пригороде Со. Его имя выбито на могильном камне. И это же имя до сих пор носят два атолла в Тихом океане[71].
Примечания:
[xi] Речь идёт о семье сестры Елизаветы Карловны Чичаговой Беатрисы (Beatrice), которая была замужем за контр-адмиралом Королевского флоте Англии сэром Чарльзом Каннингэмом (Rear Admiral Sir Charles Cunningham).
Источники:
[71] «Медведь». М. 1996 г., № 3, с. 89.
Copyright © Владимир Алексеевич Юлин, 2002.
Электронная верстка произведена по авторской рукописи.
Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с официального разрешения Автора.