ВЛАДИМИР ЮЛИН
Адмирал П.В. Чичагов – истинный патриот Отечества.
Новое в трактовке его роли в истории России.
VI.
Как было сказано выше, после смерти Павла Васильевича Чичагова остались его «Записки» (Дневники), содержание которых раскрывало истинную подоплёку событий, вынудивших его покинуть навсегда Россию, истинным патриотом которой он являлся. Как свидетельствовали люди, знакомые с этими дневниками, в них много ценного исторического материала об эпохах царствования Екатерины II, Павла I и Александра I, метких характеристик главнейших государственных деятелей и множество подробностей, основанных на неизвестных дотоле документах и письмах. Дочь адмирала Екатерина Павловна понимала, какое важное значение для восстановления доброго имени её отца, его реабилитации перед Историей имеет публикация его дневников. Она стала разбирать дневники отца и готовить их к изданию. Помочь ей в этом вызвался её кузен Шарль дю-Бюзэ, двоюродный брат её мужа – адмирала Юджина дю-Бузэ. Но этот «доброхот» преследовал свои собственные, корыстные цели. В те годы, когда назревал разразившийся в 1853-1856 гг. вооружённый конфликт Англии и Франции с Россией (Крымская война), противники России делали всё возможное, чтобы представить её в образе врага, вероломного и коварного. Кузен Екатерины Павловны решил на этом деле заработать. И тенденциозно подобрав отдельные фрагменты из дневников, он опубликовал эту подборку в Париже под видом «подлинного дневника» адмирала Чичагова. Наступил 1858 год. Граф дю-Бузэ предпринял ещё более «отважные» действия. Поскольку из похищенных им фрагментов «Записок» адмирала немыслимо было создать что-нибудь целое, этот «литератор» добавил собственные измышления, приписав их Чичагову, и сфабриковал целую брошюру с единственной политической целью опорочить Россию и её роль в мировых делах. Боясь неудачи во Франции, он удалился в Берлин и издал там эту брошюру под заглавием «Memoires de l’amiral Tchitchagoff», а затем повторил, быстро разошедшееся, первое издание в Лейпциге.
Нельзя исчислить сколько вреда принесли эти недостойные публикации честному имени Павла Васильевича. Можно себе представить, что пережила дочь русского адмирала, несшая с ним один крест со времени злополучной переправы Наполеона через Березину!
Потребовалось срочное вмешательство Екатерины Павловны, чтобы изъять эту публикацию из оборота и защитить честь её отца. Она обратилась в парижский суд и выиграла это дело. Можно лишь представить, какой ценой за счёт собственного здоровья она смогла остановить новую волну клеветы против своего отца. Но довести до конца публикацию дневника в полном объёме ей не позволило здоровье. Помог счастливый случай. В 1881 году в Париже находился в служебной командировке молодой офицер – артиллерист Леонид Михайлович Чичагов, который навестил парализованную родственницу. Екатерина Павловна[xii] передала ему дневники и взяла с Л.М. Чичагова обещание опубликовать их полностью. Леонид Михайлович Чичагов лично отредактировал переданную ему рукопись. Работа, проделанная Леонидом Михайловичем по подготовке дневников к изданию поистине огромна. Он внимательно изучил материалы семейного архива, досконально ознакомился с документами Архива Морского министерства и Архива Министерства иностранных дел. Имевшиеся в его распоряжении документы и различные сведения Леонид Михайлович использовал в подстрочных замечаниях к тексту. Некоторые комментарии Леонида Михайловича столь органично входят в текст, что порой трудно отличить, где мысли адмирала, а где его. Таким образом, Леонид Михайлович становится фактически соавтором дневников П.В. Чичагова. Леонид Михайлович понимал и разделял взгляды своего прадеда. Они оба предстают перед нами великими патриотами России, глубоко убеждённые в том, что только россияне могут быть её истинными защитниками: «Можно купить за деньги верноподданного, который соразмеряет личный интерес с трудолюбием, энергией и чувством самосохранения, но купить верноподданного патриота, одушевлённого идеей и воодушевляющего своих соотечественников, жертвуя собой из любви к родине, невозможно; первых найдёшь у соседа сколько угодно, а вторых – только у себя дома. Наконец, француз может быть англичанином, американцем, а англичанин итальянцем, испанцем, даже русский способен превратиться в человека любой национальности, но русским никогда не сделается ни француз, ни англичанин, ни немец»[xiii].
Леонид Михайлович Чичагов организовал публикацию рукописи дневников адмирала в России в журнале «Русская Старина». «Записки Адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал» вышли в свет, к сожалению, не полностью, а частично. Это объясняется, во-первых, тем, что, опубликовав 14 глав «Записок», редакция «Русской Старины» прекратила их публикацию. Во-вторых (и это, по-видимому, главное) в жизни и карьере самого Леонида Михайловича Чичагова произошёл крутой поворот. Главным делом его жизни стала не блистательная военная карьера, а служение Русской Православной Церкви, которой он посвятил всего себя без остатка, взойдя к самым высоким должностям в церковной иерархии и приняв за Веру мученическую кончину на полигоне НКВД в подмосковном Бутово в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг Митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан Св. Новомученика.
В наши дни попытку полной публикации «Дневников» адмирала предприняла внучка Л.М. Чичагова игуменья Серафима, настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря (в миру Варвара Васильевна Чёрная). Стараниями матушки Серафимы при содействии Российского Фонда Культуры и студии «ТРИТЭ» Н.С. Михалкова в 2002 году издательство «Российский Архив» выпустило в свет первый том «Записок» адмирала П.В. Чичагова. Эта публикация охватывает период с 1725 г. по 1801 г. Предстоит подготовка к изданию и публикация второй части «Записок», которые будут охватывать период с 1802 по 1834 гг. Этим занимается Благотворительный Фонд Дворянского рода Чичаговых, который был учреждён в 1999 году по инициативе ныне покойной матушки Серафимы.
Примечания:
[xii] Екатерина Павловна Чичагова или, как знали её современники, графиня Катерина дю-Бузэ скончалась в Париже 11 сентября 1882 года в возрасте 75 лет. Наполовину англичанка от рождения, но русская по духу и характеру, она завещала похоронить себя по русскому православному обряду и оставила 100 франков органисту того храма, где её отпевали, с тем условием, чтобы он во время службы исполнил русский гимн «Боже, царя храни». Она похоронена в семейной усыпальнице рядом с могилами её отца адмирала П.В. Чичагова и её дяди генерала В.П. Чичагова на кладбище в парижском предместье Со.
[xiii] См. Предисловие к изданию «Записки» П.В. Чичагова. Российский фонд культуры. Российский Архив. М. 2002, с. 9.
Copyright © Владимир Алексеевич Юлин, 2002.
Электронная верстка произведена по авторской рукописи.
Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с официального разрешения Автора.