Статьи сборника посвящены обсуждению и теоретическому осмыслению опыта демократизации
музеев и музейной сферы. Этот процесс рассматривается как в плане адаптации музейных
учреждений к изменяющимся условиям существования, так и в различных аспектах
обновления характера и структур внутримузейных отношений. При подготовке сборника использованы
материалы Международного музееведческого семинара “Музей и демократия”, проходившего в г.Новгороде в сентябре 1992 г.
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I. МУЗЕЙ В ОБНОВЛЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
М.Б.Гнедовский. Модернизация музейного дела в России.
Автор рассматривает процессы модернизации музейного дела в ситуации перехода от музея, сформировавшегося в структуре тоталитарного
общества, к музею демократическому; исследует современные позитивные тенденции в музейном деле и анализирует факторы, препятствующие их
развитию; обсуждает необходимые в этом контексте музееведческие исследования и разработки.
В.Н.Колганов. Об авторитарном и демократическом подходах в музейном деле.
Анализируется роль социально-политических факторов развития музейного дела. Автор показывает, что интерпретация музея как
идеологического учреждения закономерно приводит его к превращению в инструмент тоталитарного режима, институт, способный
существовать только по законам авторитаризма. Рассматриваются новые, требующие теоретического осмысления проблемы, встающие перед музеями в
период перехода к демократическому обществу.
Томислав Шола (Хорватия). Новая музеология и поступательное развитие культуры или пролог кибернетического музея.
Развивая концепцию музея как регулятивного механизма культуры, автор по-новому формулирует задачи, стоящие перед теоретиками и практиками
музейного дела. В статье намечены пути эволюции музееведения как составной части “мнемософии” - науки о наследии и всех социальных институтах,
сохраняющих человеческий опыт.
Т.П.Калугина. Музеефикация или мумификация культуры? (“Постмодернистская метафора” музея).
Искусство постмодернизма характеризуется в контексте предшествующих художественных культур. Затрагиваются вопросы трансформации
культурной среды в сознании и мироощущении человека. Рассматриваются основополагающие характеристики современной художественной
жизни, моделируются изменения восприятия культуры в контексте ее “музеефикации”.
М.Т.Майстровская. Музей в динамике (О взаимосвязи архитектурных и социальных функций).
На примере архитектуры и экспозиции прослеживается в ходе исторического развития музея его тесная взаимосвязь с социальной
ситуацией и реальными потребностями общества. Рассматриваются процессы расширения и активизации коммуникативных функций
современного музея, закономерно приводящие его к трансформации в многофункциональный культурный центр.
Лайшун Ан (Китай). Музей и музеология в Китае.
Статья дает представление об истории и современном состоянии музейной сети Китая. В ее развитии выделены три этапа. Они сопоставляются
с периодами политических преобразований в стране, а также с этапами становления музееведческой науки. Делается акцент на
самобытность хода развития китайских музеев. Анализируются последствия влияния на них образцов, заимствованных из других стран, в том числе из Советского Союза.
Раздел II. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ЖИЗНЬ МУЗЕЯ
В.Ю.Дукельский. Музейный социум.
В статье анализируются субъективные факторы музейной деятельности и социально-психологические особенности жизни музейных коллективов в их влиянии на
формирование профессионального менталитета музейных сотрудников. Автор прослеживает историческую эволюцию музейных коллективов и
ставит вопрос о перспективах возрождения изначально присущих им черт.
В.В.Кондратьев. Музейная игра.
Главная в статье - проблема адресата музейной информации. Традиционно обсуждаемым вопросам экстенсивного наращивания количества музейных
посетителей противопоставляется идея интенсивных форм реализации музейных функций. Статья содержит теоретическое обоснование таких
понятий, как “музейное пространство”, “музейное время”, “музейный миф”, а также объединяющую их в единое целое категорию - “музейная игра”.
Реммельт Даалдер (Нидерланды). Посетитель музея: жертва, потребитель, диктатор или почетный гость?
Излагаются результаты исследования мотивов общения с музеем различных категорий посетителей. Анализируя роль аудитории в создании программ работы музея, автор приходит к
выводу, что посетитель - это прежде всего гость, и задача музея - сделать время, проведенное в нем, как можно более приятным для всех, независимо от
уровня образования, доходов или возраста.
Т.П.Поляков. Проблемы авторского музея.
В статье рассматривается сложившаяся ситуация в проектировании так называемых “авторских музеев”, анализируется система сложных взаимоотношений авторов и участников
проекта, обозначается триада, необходимая для создания произведений экспозиционного искусства - сценарист, художник-режиссер, администратор.
Н.А.Никишин. Организация музейной работы в новых условиях.
Рассматриваются новые подходы и принципы организации музейной работы и формирования штатной структуры музеев, функционирующих в
новых экономических условиях, при многоканальном финансировании и переходе к проектной форме планирования музейной деятельности.
Е.К.Дмитриева. Функциональная модель государственного культурного центра-музея В.С.Высоцкого.
В статье излагаются результаты проектирования оргструктуры мемориального музея, формирующегося на основе нестандартной научной концепции.
А.И.Фролов. Живой российский музей: от прошлого к будущему.
Рассматривается опыт создания и деятельности частных музеев, формирования коллекций и экспозиций дореволюционных музеев.
Особое внимание уделяется частному коллекционированию и роли общественности в формировании музейной сети России. Обозначен
вопрос о поисках модели современного российского музея.
Раздел III. МУЗЕЙ И ДЕМОКРАТИЯ
Материалы круглого стола “Музей и демократия”, проходившего в рамках Международного музееведческого семинара в г.Новгороде, сентябрь 1992 г.)
ХРОНИКА
Симпозиумы Международного Комитета по музеологии (ИКОФОМ)
Скачать текст сборника (размер PDF-файла - 1,23 Мб).
|