![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Наум Грановский. Москва: от первых такси до олимпийских строек
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классика российской фотографии Наума Грановского, приуроченную к его 115-летию. Грановский - один из лучших архитектурных фотографов, и именно Москва всегда была в фокусе его внимания. Фотографии Грановского - это уникальные свидетельства того, как стремительно менялся архитектурный облик столицы с середины 1920-х по 1980-е годы, а вместе с ним - жизнь города и москвичей. На выставке также представлена редкая кинохроника Москвы, показывающая столичную жизнь разных лет: работу рыночных площадей, извозчиков и такси, открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) и бассейна "Москва", строительство новых домов и районов, рекламу советских гостиниц, магазинов и др. Наум Грановский родился в 1910 году в городе Александрия. Фотографией увлекся в юности и снимал на подаренный отцом "Кодак". В 1926 году Грановский переехал в Москву, где устроился лаборантом в только что открытый цех "Пресс-клише" при агентстве ТАСС. Спустя год его взяли в штат фотокорреспондентом. 1920-е годы - время тектонических изменений в архитектурном облике Москвы и в укладе ее жизни. В 1918 году она получила статус столицы и стала центром культурной революции. Утопические идеи новой власти о "перековке" человека и общества отразились в архитектурных проектах авангардных архитекторов-конструктивистов. В 1930 году по проекту Моисея Гинзбурга был построен Дом Наркомфина - экспериментальный коммунальный дом "нового быта" с общими кухнями-столовыми, прачечными и солярием на крыше. Всего за три года (1927-1930) Константин Мельников, гений русского архитектурного авангарда, построил в Москве шесть клубов для рабочих - культурнопросветительских центров нового типа, включавших в себя театры, кинотеатры, библиотеки и т. д. Среди них Дом культуры имени Русакова и Клуб фабрики "Буревестник". С 1929-го по 1936 год в Москве шло строительство Здания Центросоюза по проекту звезды мировой архитектуры Ле Корбюзье. В то же время Москва середины 1920-х - начала 1930-х годов сохраняла черты купеческого, торгового города с малоэтажными домами и узкими кривыми улицами, на которых царило столпотворение. В этот период внимание Наума Грановского привлекали архитектурные памятники и пространства старой Москвы, например, Страстной монастырь и одноименная площадь, знаменитая Сухарева башня и прилегающий к ней рынок. Вскоре они будут снесены или до неузнаваемости перестроены в рамках тотальной реконструкции города в середине 1930-х годов. По ранним снимкам Грановского можно проследить эволюцию столичного транспорта, который менялся вслед за ускорявшимся темпом жизни москвичей и ростом населения. Медлительные конки и извозчики не могли составить конкуренцию трамваям, к 1934 году перевозившим 2,6 миллиона человек ежедневно. Трамвайные пробки стали частым явлением на улицах города. В 1925 году московские власти учредили первую государственную службу такси, и по столице начали курсировать полтора десятка автомобилей "Рено", закупленных специально для таксопарка. В середине 1930-х их насчитывалось уже около пяти сотен. В 1933 году появились и первые троллейбусы. В 1931 году Наум Грановский назначен начальником цеха массовой печати "Союзфото" - крупнейшего объединения, отвечавшего за выпуск фотоиллюстраций для советских и международных печатных изданий. С 1934 года он работал в Государственном издательстве изобразительных искусств (ИЗОГИЗ). Принципиальной задачей ИЗОГИЗа была демонстрация успехов нового советского государства. Съемка грандиозных строек и архитектурных видов считалась одним из важнейших инструментов визуальной пропаганды, поэтому к работе привлекали лучших фотографов: Александра Родченко, Михаила Прехнера, Елеазара Лангмана и др. В 1930-е годы в окрепшем советском государстве возникла потребность в создании нового официального стиля в искусстве и архитектуре. Точкой отсчета в его формировании стало постановление 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций", декларировавшее соцреализм как единственный стиль для всех видов искусства, в том числе для архитектуры. Москва стала важнейшей площадкой для поисков Большого стиля. Одним из самых амбициозных градостроительных проектов советской власти стал генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, превративший столицу в гигантскую стройку. С некоторыми корректировками он будет действовать вплоть до 1970-х годов. План подразумевал расширение улиц и площадей, в том числе Красной и Манежной, создание парков нового типа, строительство канала Москва - Волга, мостов и метро, возведение многоэтажных жилых домов и циклопического Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Модернизация, стоившая Москве множества уникальных исторических памятников, среди которых Симонов монастырь, Красные ворота, Китайгородская стена, а также десятки церквей и дореволюционных особняков, должна была отражать "величие и красоту социалистической эпохи". Наибольшую известность получила реконструкция улицы Горького. Проезжую часть расширили почти на 40 метров (к моменту начала работ ширина старой улицы на некоторых участках равнялась 17,5 метрам), а некоторые здания поставили на рельсы и передвинули за новые красные линии вместе с жильцами, однако подавляющее большинство построек снесли. Реализацию Генплана прервала Великая Отечественная война. Во время войны Наум Грановский служил фотокорреспондентом газеты "Тревога", снимал на передовой и в тылу, продолжал вести летопись жизни города и его обороны. После окончания войны он вернулся в "Фотохронику ТАСС", где проработал практически до самой смерти в 1984 году. Послевоенные годы - период расцвета Большого стиля или сталинского ампира. Его апофеозом стало строительство семи (по изначальному проекту восьми) высоток. 7 сентября 1947 года в день 800-летия Москвы были установлены закладные камни будущих зданий. Строительство последней высотки - гостиницы "Украина" - закончилось уже в новую эпоху в 1957 году. В середине 1950-х годов в стране и в Москве в частности была острейшая нехватка массового жилья. Большую его часть составляли коммунальные квартиры и деревянные бараки, в которых, в отличие от сталинских высоток, отсутствовали канализация и центральное отопление. Жилищная реформа подразумевала переход к типовому поточному строительству и его удешевлению. В постановлении "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" говорилось, что "внешне-показная сторона архитектуры не соответствует линии Партии Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений". Новым задачам отвечал архитектурный модернизм, интерес к которому вновь актуализировался на волне хрущевской оттепели. В Москве возникли новые микрорайоны (Новые Черемушки, Хорошево-Мневники, Химки-Ховрино и др.) с массовой застройкой пятиэтажными домами - "хрущевками". Сегодня многие из этих домов, прозванные "хрущобами", попадают под реновацию, а во второй половине 1950-1960-х годах они были стилеобразующим явлением, опирающимся на наследие советского модернизма 1920-х годов. Знаковым ансамблем советского модернизма стал "образцово-показательный" проспект Калинина (ныне Новый Арбат). Его строительство было задумано еще в 1935 году в рамках Генплана, но осуществить замысел удалось лишь в 1960-е годы. Проектированием и застройкой новой магистрали (1962-1969) занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина. Улица с обилием магазинов, ресторанов, модернистскими жилыми и административными зданиями должна была представлять Москву как интернациональный город, вписанный в мировые урбанистические тренды. Новый импульс к изменению облика столицы дала Олимпиада 1980 года. Активное строительство началось вскоре после того, как в 1974 году Москву выбрали местом проведения Летних Олимпийских игр. В рамках подготовки к этому событию были построены спорткомплекс Олимпийский, гостиницы "Космос" и "Салют", Центральный Дом Туриста, Олимпийская деревня, включавшая 18 жилых панельных домов для спортсменов из разных стран, и другие объекты. Архитектурная фотография - сложнейший жанр. Это и искусство, и документация, требующая безупречных технических навыков. Москву часто снимали выдающиеся фотографы, в том числе представители русского фотоавангарда Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов, Дмитрий Дебабов. Однако пик их творчества пришелся на 1920-1930-е годы. Наум Грановский работал вплоть до середины 1980-х, и это давало ему возможность возвращаться на определенные точки съемки в разные годы. Фотограф тщательно готовился к съемкам и заранее разрабатывал план-сценарий. В нем были указаны объекты, время и точки съемки. Грановский учитывал положение солнца в разное время суток и выбирал подходящий час так, чтобы получить нужный световой эффект. Узнаваемые черты его стиля: четко выстроенная перспектива, внутренняя динамика композиций, высокая точка съемки. Наум Грановский создал более чем полувековую фотолетопись архитектурного облика Москвы. Его уникальное наследие позволяет проследить, как радикально менялись одни и те же городские пространства с течением времени. Последние 15 лет архитектурный облик Москвы, ее социальная инфраструктура разительно и динамично меняются. Чтобы запечатлеть эти изменения, нужен новый фотолетописец. МАММ благодарит Галерею Люмьер и лично Наталью Григорьеву-Литвинскую за щедрый дар - 40 работ Наума Грановского - пополнивший собрание музея. Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова Соорганизатор: Галерея Люмьер. Даты проведения: 3 апреля - 1 июня 2025 г. www.museum.ru/N86678 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |