МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Deus ex machina». Живопись Александра Пантелеева

c 26 февраля по 20 апреляСвердловская область
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет ретроспективную персональную выставку именитого уфимско-вологодского живописца, сценографа и монументалиста Александра Васильевича Пантелеева.

В Центре «Эрмитаж-Урал» представлено 79 живописных произведений художника из собраний Вологодской областной картинной галереи, Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Эти работы, созданные в 1950-х—1990-м годах, отражают становление и развитие самобытного художественного языка мастера от ранних натурных пейзажей, вдохновленных природой Южного Урала («Озеро Кисегач», 1956; «Горный пейзаж», 1956. БГХМ), созданных на их основе эскизов театральных декораций («Ярилина долина», 1953. БГХМ) и реалистичных индустриальных пейзажей («Башкирский рудник», 1957; «Медный рудник», 1959. БГХМ) до лиричных деревенских ландшафтов (серии «Времена года», 1981-1982; «Дни в деревне Красново», 1987. ВОКГ) и футуристичных «портретов» роботов («Индустриальная муза», 1978; цикл «Чин непредвидения», 1986 – 1989. ВОКГ).

Название выставки «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины») — сложившийся во времена античного театра нарративный прием, описывающий чудесное, нарочитое спасение героев. В контексте творчества Пантелеева этот термин, с одной стороны, отсылает к основополагающему для самобытного языка художника искусству театра. Автор родился в семье театральных работников, окончил Уфимское театрально-художественное училище и ранний период своей творческой жизни посвятил созданию эскизов декораций для Башкирского государственного театра оперы и балета и Республиканского русского драматического театра. Неудивительно, что принципы театрального оформления — монументальность образов, декоративность, выверенность композиций, многоплановость — стали прочной основой для живописной манеры мастера.

С другой стороны, название выставки напрямую связано с программным циклом Пантелеева «Чин непредвидения», над которым он работал до конца жизни, не успев его завершить. В этом цикле, задуманном как деисусный ряд, в роли христианских святых выступают одушевленные машины и роботы («Распятие машин», 1978; «Апостолическая машина», 1986; «Встреча», 1986; «Машина», 1989. ВОКГ). Художник, посвятивший значительную часть своего творчества жанру индустриального пейзажа, был глубоко восхищен достижениями своих современников, активно следил за появлением новых технологий и стремился передать зрителю важность и красоту промышленного развития страны («Череповец. Монтаж 5-ой домны», 1985. ВОКГ). Пантелеев сделал значительный вклад в обогащение этой темы в отечественной живописи: для него было чрезвычайно важно запечатлеть на своих грандиозных полотнах эмоциональность, казалось бы, бездушных, «мертвых» механизмов. Беспокоила художника и обратная сторона активного индустриального строительства. В своих произведениях на экологическую тему он размышляет о хрупкости природы и разрушительном влиянии человеческой деятельности («Притча», 1988. ВОКГ). Он писал: «Передо мной вставал вопрос о «доброте» и «зле» машины. О том, что взрывается земля, но в то же время ведется нужная работа, о том, что человек не может остановить свою деятельность и предаваться созерцанию. Возникали мысли о том, что люди должны очень внимательно и разумно вторгаться в природу. Как рачительно распорядиться знаниями и энергией человека, как окончательно не нарушить целомудрия природы? Я хочу создавать картины о гармоническом равновесии сил». Именно отмеченное внутреннее противоречие стало основой для цикла «Чин непредвидения». Эта дерзкая идея — объединить христианский культ и культ машин, наделить механизмы сложными, противоречивыми эмоциями — во многом определила уникальность фигуры Александра Пантелеева в ряду его современников и на многие годы обеспечила неугасаемый интерес к его творчеству.

Выставка «Deus ex machina» впервые представит в Екатеринбурге в таком объеме живописное наследие этого талантливого советского художника второй половины XX века. Благодаря сотрудничеству с Вологодской областной картинной галереей и Башкирским государственным художественным музеем им. М.В. Нестерова, зритель сможет познакомиться не только с произведениями на излюбленную автором индустриальную тему, но и со всем многообразием интересовавших его сюжетов. Так, на выставке представлены картины, созданные Пантелеевым после поездок в Узбекситан, Италию и Кубу, религиозные сюжеты, камерные натюрморты, написанные в деревне Красново, где художник купил домик после переезда из Уфы в Вологду, а также редкие для творчества автора абстрактные полотна, свидетельствующие о его обращении к искусству русского авангарда.

26 февраля — 20 апреля 2025

Эрмитаж-Урал | Екатеринбург, Вайнера, 11 (Большой выставочный зал)

www.museum.ru/N86677
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
URL:i-z-o.art/
EMail:museum@emii.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2025
 x    ?  

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru