![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Мадхубани: отражение Бхарата» в Музейно-выставочном комплексе РАХ
Российская академия художеств представляет выставку «Мадхубани: отражение Бхарата», посвященную традиционной живописи индийского штата Бихар: основу экспозиции составят произведения графики, живописи и расписные скульптуры из папье-маше из частных российских собраний. «Бхарат» – древнее санскритское название индийского субконтинента, означающее «заветный». Живописный стиль Мадхубани, названный так по имени округа в штате Бихар, и, известный также, как Митхильская живопись, повествует о самом заветном, что вдохновляет, трогает, тревожит и отражает саму жизнь миллионов индийцев: об общении с богами и их прославлении, о повседневных трудах и окружающем их мире, о хрупком женском теле, но и о её сильном духовном внутреннем мире. Покоритель мировых музеев и ярмарок современного искусства, этот стиль уходит своими корнями в глубокую древность. Традиция религиозной росписи стен, выполнявшихся старшими женщинами из высших каст в покоях новобрачных («кохбар») в деревнях региона Митхилы, известна как минимум с XIV века, однако широкой публике эти росписи стали известны лишь в 1934 году при весьма трагических обстоятельствах: британский чиновник Уильям Арчер отправился в Митхилу для устранения последствий мощного землетрясения, унесшего жизни тысяч людей. Но, в процессе осмотра местности, он обнаружил на выступивших стенах разрушенных домов яркие, выразительные росписи. В течение ещё нескольких лет он провел их фотографирование, и, в 1949 году опубликовал свою знаменитую статью «Митхильская живопись» в журнале «Marg», положившую начало всестороннему изучению этого вида живописи. Изначально являясь сакральными, изображения солярных знаков, антропоморфных существ, рыб, птиц, черепах, змей, лотосов, ростков бамбука и других символов индуистского пантеона богов, призванные привлечь в дом благополучие и достаток, благословить молодожёнов на многочисленное и здоровое потомство, росписи митхильских домов настолько заинтересовали европейцев и американцев, что в Митхилу потянулись десятки исследователей, этнографов, антропологов, и, конечно арт-дилеров, предлагавших местным художникам, снабжая их материалами, переносить сакральные изображения на бумагу, и, даже, расширить круг тем. Так возникали более персонифицированные и детализированные изображения самых почитаемых в этом регионе божеств (Шива и Парвати, Дурга верхом на льве, Хануман, Кали, Радха и Кришна и др.). Отделение от стены и приобретение характера большей светскости стали перерождать эту живопись из сакральной в народную. Образы одиночных божественных символов переросли в тематические циклы, посвященные отдельным божествам и сценам из «Рамаяны» (Рама и Хануман отправляются на Ланку освобождать Ситу, Шива и Парвати с семьёй и др.). В 1955 году индийский дизайнер Упендра Махаратхи организовал первую выставку искусства Мадхубани в столице штата Бихар, городе Патна, которая в свою очередь привлекла внимание чиновников Всеиндийского Совета по ремеслам. Когда в 1954 году в Дели была открыта первая национальная Академия Художеств – Лалит Кала Академи, то на начальном этапе своего становления она стремилась поддерживать все формы индийского искусства – студийное, экспериментальное, племенное, народное, в том числе и живопись Митхилы. Несмотря на концептуальные разногласия внутри самой Академии относительно того, в каком направлении ей стоит двигаться и стоит ли изящные искусства перемешивать с народными формами, митхильская живопись уже шагнула далеко за пределы Бихара, Академи, и, даже Индии. Однако, как самостоятельный вид живописи, всё же стояла на неокрепших ногах. Эта нестабильность снова обратила на себя пристальное внимание Всеиндийского Совета по ремеслам во время большого голода 1966-1967 годов в штате Бихар, вызванного сильной засухой. Чиновник Совета по ремёслам Пупул Джаякар отправила в Мадхубани ящики с бумагой, предложив женщинам обеспечить себя и свои семьи, копируя ритуальные росписи на бумагу для продажи в галереях Дели. Впервые к митхильской живописи были допущены и мужчины, что также внесло немало нового в формирование стиля. А у анонимных ранее образов появились авторы, и, среди них стали появляться выдающиеся имена. Неожиданно - ни для самих художников, ни для коллекционеров, пластические, стилистические и тематические трансформации стиля Мадхубани стали зеркалом социальных перемен Независимой Индии. Выход из пространства «кохбара» в большой мир, обратил взор митхилок к темам технического прогресса, социального активизма, защиты окружающей среды, и, конечно, к глубокому осмыслению феминизма посредством своего древнего пластического языка. В 1970-е годы неутихающий интерес коллекционеров из США и Японии привел к появлению первых музеев Мадхубани в этих странах. В это же самое время свою коллекцию, ныне входящую в собрание государственного Музея Востока, начал собирать видный советский журналист В.И. Коровиков, Восхищение яркими образами митхильской живописи, научный подход к изучению современного искусства Индии, и, конечно, глубочайший интерес к традициям индуизма и в наши дни побуждают российских коллекционеров Андрея и Екатерину Теребениных, Кирилла Миронова и Владимира Быкова (Музей «Традарт»), российско-индийского бизнесмена Сэмми Котвани (Индийский Бизнес-Альянс) ездить в экспедиции, дружить и сотрудничать с крупнейшими индийскими галереями, формировать частные коллекции индийского изобразительного и прикладного искусства, лучшие образцы которого представлены на выставке «Мадхубани: отражение Бхарата». Проект входит в государственную программу Индии «Один регион – один продукт». Текст подготовлен на основе статьи члена-корреспондента РАХ Ксении Соповой. Сроки экспонирования: 15 апреля – 25 мая 2025 года Место экспонирования: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19) www.museum.ru/N86676 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |