Впервые в подвале Аптекарского Приказа царя Алексея Михайловича Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева (в 17-ом веке это был первый этаж здания) начинается выставочная жизнь! Александр Шумов представит свой проект "Швейцарские открытия. Тайные знаки. Эркен Кагаров".
Своды древнейшего этажа Аптекарского Приказа как нельзя лучше подходят для экспериментов, находящихся на границе жанров, эпох и культур. Архитектура, как известно, основана, прежде всего, на пространственном мышлении, но она вбирает в себя формы, материалы и идеи своего контекста. Экспозиция историка искусств, исследователя и естествоиспытателя Александра Шумова (род.1960, Москва), живущего последние десять лет в Цюрихе, и известного московского дизайнера Эркена Кагарова (род.1966, Ташкент) сочетает трезвый энтузиазм профессионалов с неподдельным интересом ко всему таинственному. Их любопытство к обрядам, мистическим предметам и символам нашло свое визуальное воплощение в графике, трехмерных объектах и фотографиях с модификациями сердец, квадратов, крестов, пяти и шестиконечных звезд. Это отзвуки старинных волшебных ритуалов. Единая выставочная инсталляция включает в себя часть крупнейшей за пределами Швейцарии коллекции швейцарского народного городского и крестьянского искусства XVI-XX веков. Показаны не только канонические объекты, но и навязчивые рефлексии на тему и по поводу древних форм. За кожухом поверхности здесь теплится нечто магическое, трепетное и нежное, тревожное, ужасное и безумно желанное. Инсталляция превратила сводчатые залы в пещеру-сокровищницу, где есть и пища для ума, и радость для глаз, и утешение чувству. Здания живут дольше, чем их архитекторы и строители. Биография сооружений неповторима и типична, абстрактна и фигуративна. Свои судьбы есть у языков, народов, денег, государственных границ и религий. Несметные полчища чиновников всегда рады использовать условности. Любопытен пример моста Рудольфа Брюнна, построенного в Цюрихе в 1903 году, в честь первого городского бургомистра. На перилах моста в качестве орнамента использован излюбленный мотив кантона Швиц в центральной Швейцарии - свастика, завернутая как по часовой стрелке, так и против. Для швейцарской свастики характерны закругленные коленца. На фото заснеженного города можно разглядеть холм Линденхоф, засаженный липой. Липа считалась деревом закона, потому что закон должен быть справедливым, мягким и женственным. не карать и уничтожать, а исправлять и возвращать оступившихся к созидательной жизни с общиной. Доныне действующая масонская часовня на Линденхофе также имеет символ на фасаде - пятиконечную звезду. Каждое изображение таит в себе много отзвуков и смыслов. Вполне может быть, что у нас мало кто осознает, что современная Швейцария, как страна возникла только в 1848 году, а швейцарцы стали нацией только в результате длительного исторического процесса, который все еще развивается.