НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

c 3 июня по 31 августаМосква
Борис Мессерер ''Твердоземное море. Эскиз декорации к балету Б.А. Александрова ''Левша''''. 1976. Предоставлено пресс-службой ММОМА
Борис Мессерер ''Портрет Беллы Ахмадулиной. (красный портрет Беллы)''. 1974-1980. Предоставлено пресс-службой ММОМА
Борис Мессерер ''Таруса. Колокольня собора С. Петра и С. Павла''. 2007. Предоставлено пресс-службой ММОМА
Борис Мессерер ''Натюрморт с жареной рыбой''. 1966. Предоставлено пресс-службой ММОМА
Борис Мессерер ''Натюрморт с белыми предметами. Бёхово''. 1958. Предоставлено пресс-службой ММОМА
Московский музей современного искусства открывает масштабную персональную выставку Бориса Асафовича Мессерера — сценографа, живописца, графика, уже около 70 лет синтезирующего свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию войдет более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е гг.: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой станут ключевой составляющей выставки.

Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец - артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич - актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра - балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной "сборки".

Название выставки "Калейдоскоп времени" отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. Живопись, сценография, офорты выполнены всегда в сложном цветовом решении, а абстракции неизменно полихромны: сама их форма напоминает цветные стекла внутри калейдоскопа, складывающиеся в динамичные фигуры; профили и очертания в натюрмортах наслаиваются, двоятся, образуя ритмы и эхо.

Произведения, задействованные в проекте, вместе образуют тот горизонт творчества, который позволяет увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку. Наконец, в работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию - будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000-2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия. Выставка станет калейдоскопом, который соберет в одном пространстве большой путь художника и откроет широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.

Центр экспозиции - ранние работы автора конца 1950-х-1960-х гг., период смелых новаторских поисков на опасном в то время поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов - натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в "калейдоскопический" зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние - в 2020 В этом же пространстве будут экспонироваться крупные инсталляции-аллегории автора из собрания ММОМА.

Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок будут собраны в едином пространстве, образуя своеобразный синтез из избранных театральных работ, неизменно пронизанных авторской линией. Посетитель окажется в зале-сокровищнице, которая хранит символы сцены, танца, музыки и образы мировой и русской культуры, с которыми вступал в диалог художник. Тема балета, неразрывно связанная с биографией и творчеством Бориса Асафовича, находит отражение в крупноформатной серии с изображением балерин, выполненной в манере, словно транслирующей само понятие пластики, грации, тихо и изящно хранящих потенциал художественного движения. Дополняют выставку архивные фотографии и специально созданный фильм-интервью, записанный в знаменитой мастерской Бориса Мессерера на Поварской улице. В нем Борис Асафович делится воспоминаниями о своем творческом пути и комментариями к представленным на выставке работам.

В проекте будут задействованы произведения из личной коллекции художника, собрания Московского музея современного искусства, а также других музеев - Государственной Третьяковской галереи, Российского национального музея музыки и других.

О художнике:

Борис Асафович Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 года. Юные годы художника проходили не только в Москве, но и в Поленове и Тарусе - их художник считает своей малой родиной и сохраняет любовь к этому дорогому для него и одухотворенному пространству всю жизнь.

В 1956 году Борис Асафович окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно "Москва" для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. В 1960 году оформил свой первый спектакль - "Третье желание" по В. Блажеку в театре "Современник". В 1963 году - дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Прокофьева. Активно сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, с 1990 до 1997 гг. - главный художник МХАТа имени А.П. Чехова. Борис Мессерер много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами ("Искусство", "Советский писатель", "ВТО", "Политиздат", "Советская музыка"), оформлял самиздатовский альманах "Метрополь". Борис Мессерер - академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель Серебряной и Золотой медалей РАХ и ордена "За служение искусству" (2013). Живет и работает в Москве.

Даты проведения: с 3 июня до 31 августа 2025

Площадка: Гоголевский бульвар, 10/1

www.museum.ru/N87017
Ваше мнение »»

»»Московский музей современного искусства
Адрес:город Москва, ул. Петровка, д. 25
Проезд:Здание на ул. Петровка, 25: ст. м. "Пушкинская". Здание в Ермолаевском пер.,17: ст. м. "Маяковская". Галерея на Тверском бул., 9: ст. м. "Пушкинская"
Телефоны:(495) 650-0578 - заказ экскурсий
сайт:mmoma.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.05.2025  x    ?  


Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

«Портрет пришельца». Вечер, посвященный Виктору Сосноре

Выставка "Новое Средневековье" в особняке Румянцева

Май Митурич. К мысу радости

Русский мир. Художественный текстиль Татьяны Чагоровой

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы» в Томском художественном музее

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Открытие нового сезона в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

На службе русскому Отечеству. Фёдор Фёдорович Шуберт: штрихи к портрету

Диалог поколений. Елена и Валентин Волковы

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

В музее-заповеднике «Петергоф» завершилась реставрация павильона «Китайская кухня»

В гостях у Лариных. Мир русской усадьбы начала 19-го века

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Выставка Насти Москалевой «Пампасы» в Музее Анны Ахматовой

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ

Африка в Музее Востока

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru