Московский музей современного искусства открывает масштабную персональную выставку Бориса Асафовича Мессерера — сценографа, живописца, графика, уже около 70 лет синтезирующего свои художественные поиски и индивидуальный стиль в самых разнообразных жанрах — от сценографии до книжной иллюстрации. В экспозицию войдет более 150 работ, демонстрирующих многообразие творческих методов мастера и охватывающих период с конца 1950-х по 2020-е гг.: макеты оформления театральных постановок, инсталляции, акварели, офорты, живопись, ранние образцы которой станут ключевой составляющей выставки.
Творческая многогранность Бориса Мессерера была предопределена семьей и ее кругом: его отец - артист балета, балетмейстер Асаф Мессерер, мать Анель Судакевич - актриса немого кино, художница по костюмам, двоюродная сестра - балерина Майя Плисецкая. Среди тех, кто окружал с детства будущего художника, были люди театра, балета, кино. Поле синтеза искусств не могло не оказать влияния на формирование личности и видение художника, его способ отображения реальности и ее художественной "сборки".
Название выставки "Калейдоскоп времени" отражает как характер, так и суть представленных работ мастера. Живопись, сценография, офорты выполнены всегда в сложном цветовом решении, а абстракции неизменно полихромны: сама их форма напоминает цветные стекла внутри калейдоскопа, складывающиеся в динамичные фигуры; профили и очертания в натюрмортах наслаиваются, двоятся, образуя ритмы и эхо.
Произведения, задействованные в проекте, вместе образуют тот горизонт творчества, который позволяет увидеть многообразность, вариативность и развитие тех или иных пластических и формообразующих черт в многолетней ретроспективе, а на примере новых работ, созданных Борисом Асафовичем, подтвердить верность автора своему художественному языку. Наконец, в работах запечатлено время и его дух от десятилетия к десятилетию - будь то портреты современников 1960-х, или уклад мастерской, ставшей неформальным культурным центром в 1970-е, или поздние поэтические акварельные пейзажи 2000-2010-х с видами Тарусы, с которой автор так крепко связан вот уже десятилетия. Выставка станет калейдоскопом, который соберет в одном пространстве большой путь художника и откроет широкому зрителю малоизвестные, самые далекие от дня сегодняшнего, но чрезвычайно яркие и значимые годы его творческого пути.
Центр экспозиции - ранние работы автора конца 1950-х-1960-х гг., период смелых новаторских поисков на опасном в то время поле неофициального нонконформистского искусства. Основные сюжеты этих холстов - натюрморты с простыми бытовыми предметами, портреты друзей и близких, скромные интерьеры, пейзажи. Особая выразительность этих образов достигается свободой художественных приемов, минимализмом и лаконичностью изобразительного языка. Совсем в ином духе созданы масштабные абстрактные композиции следующего раздела выставки, призванного погрузить зрителя в "калейдоскопический" зал цвета, формы и времени: самые ранние абстракции были выполнены мастером в 1960 году, а самые поздние - в 2020 В этом же пространстве будут экспонироваться крупные инсталляции-аллегории автора из собрания ММОМА.
Важнейшая часть творческого пути Бориса Мессерера связана с театром. Макеты декораций и холсты со сценами из постановок будут собраны в едином пространстве, образуя своеобразный синтез из избранных театральных работ, неизменно пронизанных авторской линией. Посетитель окажется в зале-сокровищнице, которая хранит символы сцены, танца, музыки и образы мировой и русской культуры, с которыми вступал в диалог художник. Тема балета, неразрывно связанная с биографией и творчеством Бориса Асафовича, находит отражение в крупноформатной серии с изображением балерин, выполненной в манере, словно транслирующей само понятие пластики, грации, тихо и изящно хранящих потенциал художественного движения. Дополняют выставку архивные фотографии и специально созданный фильм-интервью, записанный в знаменитой мастерской Бориса Мессерера на Поварской улице. В нем Борис Асафович делится воспоминаниями о своем творческом пути и комментариями к представленным на выставке работам.
В проекте будут задействованы произведения из личной коллекции художника, собрания Московского музея современного искусства, а также других музеев - Государственной Третьяковской галереи, Российского национального музея музыки и других.
О художнике:
Борис Асафович Мессерер родился в Москве 15 марта 1933 года. Юные годы художника проходили не только в Москве, но и в Поленове и Тарусе - их художник считает своей малой родиной и сохраняет любовь к этому дорогому для него и одухотворенному пространству всю жизнь.
В 1956 году Борис Асафович окончил Архитектурный институт, одновременно с обучением посещал мастерскую А.В. Фонвизина, где осваивал акварельную технику. Важным этапом его творческой карьеры стала работа над панно "Москва" для советского павильона Всемирной промышленной выставки в Брюсселе. В 1960 году оформил свой первый спектакль - "Третье желание" по В. Блажеку в театре "Современник". В 1963 году - дебютировал как сценограф Большого театра, оформив балет "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Прокофьева. Активно сотрудничал с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных поколений, с 1990 до 1997 гг. - главный художник МХАТа имени А.П. Чехова. Борис Мессерер много работал в области книжной графики, сотрудничал с издательствами ("Искусство", "Советский писатель", "ВТО", "Политиздат", "Советская музыка"), оформлял самиздатовский альманах "Метрополь". Борис Мессерер - академик и член президиума Российской академии художеств, обладатель Серебряной и Золотой медалей РАХ и ордена "За служение искусству" (2013). Живет и работает в Москве.
Даты проведения: с 3 июня до 31 августа 2025
Площадка: Гоголевский бульвар, 10/1