Государственный музей-заповедник» «Остафьево» - «Русский Парнас», Духовное управление мусульман Российской Федерации, Центр искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы», Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина представляют выставку, приуроченную к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 200-летию создания его лирического цикла «Подражания Корану».
В период бурного интереса Запада к Востоку Александра Сергеевича увлекли религиозные мотивы ислама. Пушкин познакомился с Кораном в 1824 году, оказавшись в ссылке в селе Михайловское. До этого он совершил долгое путешествие по южным границам империи, был на Кавказе, в Бессарабии и в Крыму, где соприкоснулся с культурой и традициями мусульман. Священная книга Востока произвела на него глубокое впечатление и дала толчок к творчеству. Он пишет лирический цикл «Подражания Корану». В.Г. Белинский, отмечая удивительную способность поэта легко и свободно переноситься в самые противоположные сферы жизни, называет «Подражания Корану» «блестящим алмазом в поэтическом венце Пушкина».
В название выставки вынесена строчка из третьей части, где возвеличивается сила слова, сила убеждения. И это не случайно, поскольку в цикле не только происходит размышление о собственных религиозных чувствах, но и ставятся важные вопросы о цели творчества и назначении поэта.
Выставка представляет собой синтез музейной, библиотечной и каллиграфической интерпретации текста Пушкина. Предварительно знатоки и ценители канонов ислама поделили произведение Пушкина на 33 части, над которыми работали 11 каллиграфов. Таким образом, каждый из художников выполнил по три произведения, в целом создав 33 художественные композиции.
Формат каллиграфического листа и использование бумаги ручной работы эбру; Способ начертания букв - английский курсив, который соответствует духу эпохи и лёгкости пушкинской поэзии. Каллиграфы познакомились с историческими рукописными курсивами конца XIX-начала ХХ веков, найденными в фондах Российской национальной библиотеки. Некоторые из них легли в основу курсивов, которыми писались строки поэта в каллиграфических листах.
Все работы имеют объёмные структуры, элементы и слои, создающие многомерность, созвучную глубине текста Пушкина, вдохновлённого Кораном. Мастерам каллиграфии было важно соблюсти эти условия, чтобы показать принцип единства при сохранении самобытного стиля каждого художника в широком смысле слова.
Фонды «Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина», первым директором которой была старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг-Пушкина (1832-1919), представлены на выставке редкими изданиями, датированными XIX-ХХ веками, а также изданиями, которые содержат размышления, вызванные лирическим циклом поэта и его творчеством в целом.
Усадьба Остафьево - одно из наиболее примечательных пушкинских мест. Великий русский поэт приезжал сюда в гости к самому знаменитому её владельцу - князю Петру Андреевичу Вяземскому, поэту и литературному критику. Вяземский и Пушкин (тогда еще лицеист) познакомились весной 1816 года в Царском Селе. Первая же встреча выявила общность их литературных вкусов и положила начало творческой дружбе, длившейся до трагической кончины Пушкина.
Трижды Пушкин приезжал в Остафьево, которое для него, как и для других его современников, было, прежде всего, «святилищем русской истории».
Значительное место в остафьевском собрании принадлежало памятникам Востока. Князь Петр Андреевич Вяземский с супругой совершил путешествие на Восток в 1849-1850 гг., его сын Павел Петрович Вяземский служил дипломатом в русской миссии в Константинополе в 1846-1850 гг. Во время пребывания в Турции он заинтересовался коллекционированием исламского искусства - рукописей с арабской каллиграфией.
Поэт был у князей Вяземских желанным гостем. День, проведенный Пушкиным в Остафьеве, был для Петра Андреевича «праздничным днем».
Выставка «С небесной книги список дан...» отражает Божественную природу творчества Пушкина, открывая мир земной красоты и нравственной истины, показывая единство мира, общее для всего человечества.
Куратор выставки: Альфия Рахматулина, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.
Даты проведения: 23 мая - 27 июля 2025 г.