Кузьма Петров-Водкин — Павел Голубятников. Учитель и ученик.
Живопись и графика из музейных собраний
13 декабря 2024 г. в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается выставка «В созвездии Мастера». На выставке впервые в одном экспозиционном пространстве демонстрируются произведения выдающегося русского художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939) и его самого верного ученика, помощника и последователя Павла Константиновича Голубятникова (1891—1942). Такое соединение двух авторов поможет сравнить их творческий почерк и воочию увидеть результаты разработанной Петровым-Водкиным и претворенной на практике программы обучения будущих художников.
В экспозиции представлено около 100 произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Пермской государственной художественной галереи.
Петров-Водкин — человек необыкновенной жизненной и творческой судьбы, про таких талантливых людей принято говорить — самородок или гений. Происходя из русской глубинки, из самых её низов, он своим трудом достиг невероятных результатов: был широко образованным эрудитом, философом, мыслителем, прекрасно разбирался в истории искусства, играл на скрипке, увлекался астрономией и другими точными науками, знал иностранные языки, являлся автором нескольких книг и пьес. Но, конечно, главным его призванием было изобразительное искусство, где он стал подлинным мастером, создавшим собственную художественную систему. Петров-Водкин написал произведения, которые маркируют эпоху, являются визуальными образами разных периодов русской истории первой половины XX века.
На выставке представлено 56 произведений Петрова-Водкина, среди них — знаменитые: «Сон», «Мальчики», «Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето», «Землетрясение в Крыму», «Весна», портреты и натюрморты мастера.
Одной из важнейших сторон деятельности Петрова-Водкина была педагогика, которой он отдавал много времени и сил. Склонность к анализу, обобщению и систематизации довольно рано вызвали у художника потребность поделиться своими знаниями и опытом. Уже в 1910 году он начинает разрабатывать свою педагогическую теорию и преподавать в Художественной школе Елизаветы Званцевой в Петербурге. В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств (где преподавал до конца 1932 года). В 1920 году, после реформирования и переименования Академии художеств, он становится деканом живописного факультета Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. Петров-Водкин создает собственную «Программу живописного факультета», построенную на основе теорий «трехцветия» и «сферической перспективы», рассчитанную на четыре года обучения.
Павел Голубятников относится к тем ученикам, которые прошли курс петрово-водкинской «науки видеть» и смогли вырасти во вполне самостоятельных мастеров, сохранивших, однако, в своем творчестве прямой диалог с учителем.
Ленинградец Павел Голубятников, никогда не бывавший в Нижнем Тагиле, был заново открыт благодаря именно этому городу. Художник погиб от голода и болезней в блокаду, а семья была эвакуирована в Нижний Тагил. Перед эвакуацией все оставшиеся после бомбежки холсты были сняты с подрамников, свернуты в рулоны и вместе с двумя чемоданами с архивом художника вывезены на Урал. В спасении наследия художника участвовали не только музейщики и реставраторы, но и неравнодушные люди, любящие свою историю и содействовавшие сохранению произведений и памяти мастера. Так в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств появилась уникальная коллекция произведений Павла Голубятникова, большая часть которой представлена на этой выставке, среди них «Гроза», «Дети», «Самолет над селом», «Натюрморт с бутылкой», «Голова женщины» и другие работы.
13 декабря 2024 г. — 6 апреля 2025 г.
Главное здание / Воеводина, 5