В Ярославском художественном музее открыта выставка "Медведь в полете и «птица» на капоте". На выставке представлены автомобильные эмблемы из частного собрания (Ярославль). Эти миниатюрные произведения искусства, украшавшие капоты и радиаторы автомобилей, называют по-разному: талисманы, фигуры, статуэтки, «птицы».
Традиция подобного украшения средств передвижения имеет глубокие корни – достаточно вспомнить, например, фигуры на носах старинных кораблей. Феномен автомобильных эмблем, зародившийся на заре автомобилизма, стал поистине мировым явлением.
Лучшие скульпторы, художники и литейщики создавали настоящие произведения искусства. Подобные фигурки воплощали ценности бренда, их дизайн играл важную роль для идентификации компании. Часто талисманами становились животные или птицы – ярче всего олицетворяющие скорость и устремленность вперед.
В центре внимания на выставке – фигура медведя с Ярославского автомобильного завода (1957). Медведь был изображён на гербе Ярославля, и это сильное животное весьма подходило для большегрузных грузовиков ЯАЗ-200. Автором модели был один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский. Производство медведей было малосерийным и ручным, поэтому двух одинаковых «мишек» найти трудно.
Фигурка оленя – один из самых узнаваемых элементов ГАЗ-21. Животное на капоте автомобиля соотносится с гербом Нижнего Новгорода, где находилось производство «Волги». Однако украшал талисман автомобили только до 1958 – затем производитель начал использовать обтекаемый накладной знак.
Наиболее широко в экспозиции представлены эмблемы европейских и американских авто. Эмблему марки Rolls-Royce создал Чарльз Робинсон Сайкс. Моделью для легендарной эмблемы стала британская актриса Элеонора Веласко Торнтон. Дизайнер увековечил её образ с развевающейся за спиной мантией, когда она приложила пальцы к губам. Фигурка получила название «Шёпот». Позднее компания Rolls-Royce обратилась к Сайксу с просьбой создать талисман для всех авто своей марки. Дизайнер разработал новую версию «Шёпота», которую сейчас все знают как «Дух экстаза». Официально дизайн был зарегистрирован 6 февраля 1911. Этим же годом датируется представленная на выставке фигура – одна из трех сохранившихся в мире, находящихся не на капоте авто.
Компания Packard, производившая роскошные автомобили с 1899 по 1958, использовала изысканные украшения на капот, чтобы добавить в свой модельный ряд нотку уникальности. Элитные авто были украшены либо статуэткой пеликана, либо «Богиней скорости». Именно последняя фигурка была самой известной. Талисман был разработан дизайнером Джоном Д. Уилсоном.
Эмблемой Pontiac была голова индейца, напоминавшая, что название автомобиля произошло от имени Понтиака, вождя индейцев-оттавов, который вёл длительную войну с завоевателями-англичанами.
Одна из самых драматичных историй автомобильного мира разыгралась в конце 1940-х. После Второй мировой войны общественность была готова к новым моделям автомобилей, но большая тройка автопроизводителей Детройта (GMC, Ford и Chrysler) не торопились с разработкой новых машин. Это позволило небольшим автопроизводителям предлагать покупателям новые автомобили. Самым выдающимся стал Tucker 48. Большая тройка не могла допустить появления опасного конкурента и применила всё своё влияние, чтобы уничтожить компанию Tucker. В результате заводом были выпущены лишь один прототип и серия из 50 машин. На выставке представлена единственная известная в мире эмблема Tucker 48, которая находится не на автомобиле.
В наше время миниатюрные скульптуры на капотах машин – редкость. Сегодня мы можем рассматривать такие талисманы как произведения искусства, которые вдохновляют ценителей на создание уникальных коллекций.
Возможна оплата билетов на выставку Пушкинской картой.
Даты проведения: 28 сентября 2024 г. - 16 февраля 2025 г.
Музей зарубежного искусства. Ярославль, Советская площадь, 2