Дни Эрмитажа в Екатеринбурге – 2024
8 октября 2024 года в Центре «Эрмитаж-Урал» начинает работу выставка «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» из собрания Государственного Эрмитажа.
На экспозиции представлено более 200 предметов вооружения из стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Кавказа, объединённых в несколько тематических блоков. Среди экспонатов – холодное и огнестрельное оружие, защитное вооружение, а также предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с воинской культурой.
В исламской культуре внешняя оболочка предмета, в том числе оружия, несёт комплексную информацию. Её можно прочитать в материалах и техниках, элементах орнамента и образах декора предметов, однако для этого нужно знать их «язык». Одним из тех, кто владел им, был Иван Алексеевич Бунин. Поэтому в названии выставки звучит строка из его стихотворения «Тайна», которое сопровождает, благодаря своей точности, весь разговор об оружии.
Первый раздел
В первом, вводном разделе выставки, кураторы сопоставляют боевое оружие, представленное в первую очередь трофеями русско-персидской войны 1826 – 1828 годов, и не боевое, предназначавшееся исключительно для ритуальных церемоний.
Второй раздел
Второй, центральный раздел экспозиции, посвящён украшению оружия. Представленные здесь экспонаты демонстрируют, что мастера уделяли одинаковое внимание как функциональному назначению оружия, так и его внешнему виду.
Третий раздел
Заключительный раздел выставки рассказывает о всаднической культуре, важнейшей составляющей ближневосточного мировоззрения. Представленные элементы конского снаряжения показывают коня не только как средство передвижения, но и как роскошь, а также демонстрируют уважение, с которым относились к нему главные носители воинской всаднической культуры Ближнего Востока – рыцари в «сверкающей броне».
Выразительность исламской воинской традиции особенно ярко проявляется в картинах европейских художников, побывавших «у магометан». Иной взгляд на действительность практически всегда вызывал неподдельный интерес, причём взаимный. Кураторы выставки решили подчеркнуть это взаимовлияние культур Востока и Запада, представив восточное оружие в сопровождении работ европейских художников на соответствующую тему.
К выставке будет выпущен научный иллюстрированный каталог «„Узоры золота на стали...“ Искусство оружия Ближнего Востока XVI–XIX веков» Издательским отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выпуск запланирован на конец 2024 года.
Подробнее о выставке
Ещё в древности на Ближнем Востоке сформировалось представление о войне как о ритуале, сакральном действии, участие в котором требовало соответствующего облачения. Во многом поэтому оружие не разделялось на боевое и не боевое – оно делилось на оформленное или не оформленное, а точнее оформленное скромно. Любой владелец клинкового и огнестрельного оружия считал необходимым для него быть не просто функциональным, но и выразительным внешне. Эстетическая составляющая оказывалась неотделимой от функциональной.
Даже в оружии Нового времени сохранился этот элемент ритуальности, и примеры тому представлены на выставке. Определить их можно благодаря особенно выразительным образам, которые появляются в декоративном оформлении.
Важной особенностью оружия Ближнего Востока является использование «узорчатой» и, в первую очередь, булатной стали. Она ценилась не только из-за красоты и физических свойств, но и благодаря сакральному значению узоров. Игра светлых и тёмных тонов в узоре булатной стали создавала образ воды, один из важнейших для ислама – достаточно вспомнить, что у мусульман омовение входит в число важнейших ритуальных практик. Это переводило клинок из категории земного орудия в орудие метафизическое. Узор булата даже часто становился основным украшением оружия, а остальные элементы только подчеркивали его значимость.
Доспехи и клинки дополнялись золотыми и серебряными орнаментами – теми самыми «узорами золота». Мастера при помощи разных техник наносили их на все детали оружия. В оформлении оправы холодного и огнестрельного оружия, колчанов, налучей, щитов, а также конского снаряжения мастера использовали тканевые вставки, инкрустации костью, росписи и вышивки, которые служили яркими цветовыми акцентами. Орнаменты при этом сочетались с разнообразными сценами с участием животных и людей, что опровергает представление в сознании европейцев о том, что исламская культура запрещает изображения живых существ.
Однако именно орнаментальность – одна из наиболее известных особенностей исламской художественной культуры, и оружейное мастерство здесь не стало исключением. В оружии встречаются все виды орнамента, известные в искусстве ислама: эпиграфический, геометрический и растительный.
Эпиграфика – это чаще всего цитаты из Корана и воззвания к Аллаху, которые позволяли воинам чувствовать себя под защитой. Геометрические узоры принимали разнообразные формы – «плетёнки», «волны», «спирали», «розетки», схемы перфорации и даже клейма мастеров.
Тем не менее, чаще всего оружие оформляли именно растительными композициями. С одной стороны, математически стройно организованный растительный мотив сохраняет важную для ислама идею упорядоченной абстракции. С другой, в нём звучат образы природы, а значит и идея жизни, что особенно примечательно для оружия. Растительные компоненты напоминают и о райском пространстве, поскольку арабское слово «рай» означает одновременно и сад.
Орнаменты, доминирующие в оформлении предметов вооружения Ближнего Востока, иногда по воле мастеров содержали и другие образы, словно скрывающиеся от посторонних глаз. Такой эффект таинственности присущ всей мусульманской культуре. Тонкую грань между явным и скрытым сумел увидеть пристальный взгляд стороннего человека, взгляд Бунина в его «Тайне». Внимательный зритель увидит в переплетающихся линиях изображения рыб и птиц, а в обоймицах ножен и завершениях дужек перекрестий сабель и кинжалов – образы мифических существ. Живая природа оружия подчёркивается изображениями людей, среди которых первым оказывается образ красавицы, идейно сопряжённой с розой – главным цветком исламского сада, героиней персидской поэзии.
Главной военной силой ближневосточных армий была легкая конница, что требовало сочетания надёжности и лёгкости защитного вооружения. Общность тактики стала причиной сходства доспехов, применявшихся во всех странах Ближнего Востока: облегчённого шлема полусферической или конической формы, кольчатого или кольчато-пластинчатого доспеха и круглого щита. При этом доспех являлся не только средством физической защиты, но и одеянием, предназначенным для любого торжественного случая.
Кураторы выставки
• Всеволод Образцов, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа
• Елена Малозёмова, научный сотрудник отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.
8 октября 2024 года – 9 марта 2025 года
Центр «Эрмитаж-Урал» / Екатеринбург, Вайнера, 11.