НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Игра в классиков. Русские писатели в скульптурах Николая Ватагина

c 4 октября 2024 по 23 февраля 2025Тульская область
Игра в классиков. Русские писатели в скульптурах Николая Ватагина
Николай Ватагин
Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ) и московская галерея ГРОСart представляют выставку "Игра в классиков. Русские писатели в скульптурах Николая Ватагина".

Выставка приурочена к 65-летнему юбилею художника и представляет более тридцати деревянных скульптурных фигур, включая совсем новые работы, посвященные русским писателям, в частности, Николаю Семеновичу Лескову». Выставка призвана стать неординарным событием художественной жизни Тулы, так как Николай Ватагин принадлежит к тем авторам, кто самозабвенно и непрерывно создает произведения искусства, но весьма редко и не слишком охотно показывает зрителю свое творчество.

Подробнее о проекте

Окончив в 1983 живописный факультет Суриковского института, Николай Евгеньевич Ватагин изначально работал в жанрах портрета и пейзажа. С начала 1990-х годов активно занимается скульптурой, которую рубит из дерева и говорит об этом так: «Работа для меня — чистая радость. Сам процесс вызывает у меня восхищение: это тебе не кисточкой водить, тут надо потрудиться топором, стамеской. Чувствуешь себя настоящим мужчиной, исполняющим нелегкую работу». Впрочем, в собственном творчестве он развивает в остром и лаконичном современном ключе лучшие художественные традиции своей семьи, заложенные его прабабкой – художником-передвижником Антониной Леонардовной Ржевской (1861–1934) и дедом – скульптором и графиком-анималистом Василием Алексеевичем Ватагиным (1883–1969).

Обращаясь к дереву как к одному из устоявшихся скульптурных материалов, Николай Ватагин строит яркие самобытные образы, в которых заявлена сдержанная модернистская примитивизация формы и тонкая ироничная фабула смысла. Мир его героев, включающий писателей, поэтов, художников, литературных персонажей и просто многочисленных современников, отличается особой цельностью и уникальной трактовкой, неизменно отмеченной легким гротеском и добрым юмором. Причем писатели и поэты, с которых всё и начиналось, составляют в этом ряду самый обширный раздел. Как вспоминает Николай, «свою первую фигурку (это был Лев Толстой)» он «вырезал в 23 года на ночном дежурстве в армии». В дальнейшем на фоне любви «к народному искусству и литературе, особенно литературной критике» число их достигло нескольких сотен.

Деревянные скульптуры Н. Ватагина призваны «оживить» старых и более молодых классиков русской литературы, показать их облики в относительной полноте индивидуальных профилей, но подверженных парадоксальной иронично театрализованной «мифологизации». Раскрашенные маслом и покрытые лаком большие, малые и средние фигуры совмещают в себе псевдо-лубочную стилизацию и реалистическую портретность, передающую большее или меньшее, но всегда узнаваемое сходство с прижизненными живописными или графическими изображениями, фотографиями и описаниями современников. Залогом тому служит особое отношение к ним художника: «Наши писатели для меня – живые люди. Одни, как Пушкин и Достоевский, – мои близкие друзья, на других, как, например, на Андрея Платонова, я обижен, с третьими ругаюсь и считаю своими врагами, хотя в конечном счете всех их люблю».

Несмотря на то, что, по признанию Н. Ватагина, больше всего он «сделал Пушкина всегда разного и Льва Толстого – всегда одинакового», примерно, с конца 1990-х годов к классикам русской литературы мужского пола (всегда одетым) добавились избранные музы, как Наталья Пушкина, и поэтессы (Анна Ахматова и Марина Цветаева) – причем неизменно обнаженные. За их первозданной целомудренной наготой скрывается не какой-то вызывающий творческий эпатаж, характерный для авангардных практик начала ХХ века, а пронзительная образная отсылка к животрепещущему предельно открытому художественному нерву этих гениальных вдохновительниц и мастериц поэтического слова.

С одной стороны, Николай Ватагин откровенно играет в своих литературных классиков, вытачивая то ли «монументальных» кукол, то ли «игрушечных» монументов. С другой стороны, он вкладывает в них нешуточный заряд физических и умственных усилий, помноженных на его синтезирующую пластическую энергию. Не случайно его скульптурные работы находят такой искренний отклик не только у непритязательных зрителей, но и у строгих в оценках собратьев по профессии. В этом смысле показательно высказывание известного московского живописца Ирины Старженецкой: «Меня особенно привлекают созданные его руками фигурки русских писателей. Статическая законченность и незыблемость конструкций больших фигур здесь не так серьезны, они обаятельно остроумны, всегда вызывают улыбку. Чем их больше, тем они интереснее; это подлинная игра интеллекта». К этим словам стоит добавить, что звучащий в них стройным хором внутренний девиз мастера предельно прост: «Рублю – что люблю!» Но это та редкая дарованная свыше простота, без которой нет настоящего искусства.

/Елена Грибоносова-Гребнева/.

Открытие выставки состоится 4 октября в 18:00 по адресу: г. Тула, ул. Металлистов, 19. Нимфозориум.

Выставка будет работать до 23 февраля 2025 г.

www.museum.ru/N85694
Ваше мнение »»

»»Тульский историко-архитектурный музей
Адрес:Тульская область, г. Тула, пр. Ленина, 25, 27, 31
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. Каминского"
Телефоны:(4872) 70-40-58, 31-26-61, 36-73-09
сайт:tiam-tula.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.06.2025  x    ?  


"Сиреневый променад" в Павловске

«Свет между мирами». Искусство 1920-х -1930-х годов через встречу музейных коллекций России и Узбекистана

Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург

Дым и пламень Востока: ружья Османской империи XVII–XIX веков. Из собрания Государственного Эрмитажа

В Москве откроется Центральный музей российского казачества

Выставка «Свой взгляд» в Бородинской панораме

Андрей Тарковский: про него и про кино

От "Маленьких трагедий" до "Братьев Карамазовых". Русская классика в книжной иллюстрации. 1929-1990

Выставка «Елизавета Кругликова и вокруг» в Третьяковской галерее

Борис Мессерер. Калейдоскоп времени

Новый музыкальный фестиваль "ИЮНостЬ" в Музее музыки

Выставка "МУАРстерские" в Музее архитектуры им. А.В. Щусева

Летний фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка "Машины эмпатии" в Западном павильоне Михайловского замка

Новый сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Полосатое совершенство»: амурские тигры и другие обитатели Приморского края в работах художников

Горизонт событий. Выставка авторского стекла Анны Бутиной

Николай Шалаев "Остановленное мгновение"

Арт-фестиваль «О! Пушкин» в музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас»

Выставка произведений Валерия и Ларисы Блохиных «Живопись» в Музейно-выставочном центре РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru