Российская академия художеств представляет выставку учебных работ студентов мастерской монументальной живописи Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при РАХ и мастерских факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Связь времен».
Экспозиция включает около 100 копий станковых и монументальных произведений церковного искусства разных периодов, выполненных студентами двух столичных художественных вузов. Руководителем монументальной мастерской, заведующим кафедрой живописи и композиции МГАХИ, а также кафедрой монументального искусства и постоянным куратором кафедры иконописи ПСТГУ является вице-президент Российской академии художеств, академик-секретарь Отделения живописи РАХ, профессор Евгений Николаевич Максимов. За десятилетия своего существования его мастерские приобрели славу уникальной школы подготовки художников-монументалистов не только в России, но и в мире, а многим изучаемым и разрабатываемым им техникам и методикам не существует аналогов.
Евгений Николаевич целиком посвятил свое творчество благородному делу – возрождению православных храмов России, воссозданию их живописного убранства. Продолжателями традиций стали его ученики, ведущие педагоги художественных институтов: Андрей Владимирович Ремнев, Юлия Александровна Смирнова, Игорь Юрьевич Самолыго, Светлана Викторовна Васютина, Лариса Георгиевна Гачева, Ирина Владимировна Дворникова, Наталья Владимировна Самолыго, Дмитрий Валерьевич Репин, Юлия Вячеславна Горяная и другие. Сохраняя как основу принцип профессионального академического образования, освоение главных навыков многотрудного дела художника, они стремятся к обновлению и развитию существующих богатых традиций в соответствии с требованиями быстротекущего времени. Знания и навыки педагогов и воспитанников МГАХИ и ПСТГУ позволили им осуществить в качестве учебно-производственной практики и стажировки работы по воссозданию росписей многих храмов, оформлению убранства культовых и светских сооружений, их опыт востребован во всем мире.
Трудно переоценить важность такой дисциплины как копирование в творчестве художника и иконописца. В процессе обучения студенты знакомятся с лучшими образцами фрески, мозаики, иконы. На примере образцов византийского, древнерусского, западноевропейского искусства IX-XVII веков, изучают технику и технологию живописных материалов. Именно копийная практика несет в себе большой потенциал для последующего творческого развития выпускников академических институтов, она является мостом, через который традиция как эстафета передается от поколения к поколению, связью времён.
В пространстве экспозиции одновременно можно увидеть колоссальный срез церковного искусства от античных и раннехристианских памятников, до произведений начала нового времени. Это и раздел копий росписей XVII века из храмов Ростовского кремля, выполненных студентами монументальной мастерской МГАХИ под руководством член-корреспондента РАХ А.В. Ремнева; и масштабные копии фресок и мозаик, выполненные под руководством члена-корреспондента РАХ, профессора И.Ю. Самолыго, члена-корреспондента РАХ, доцента С. В. Васютиной, доцента Л.Г. Гачевой, И.В. Дворниковой на кафедре монументального искусства ПСТГУ; студенческие копии древних икон, созданные под руководством доцента Е.Д. Шеко и доцента М.О. Глебовой на кафедре иконописи ПСТГУ. Проект демонстрирует не только высокий уровень учащихся и их наставников, но и богатый опыт изучения художественного наследия монументальной живописи, её технологий и техник, свойств различных материалов, участвующих в создании образа, а также иконографии и стилистики.
Кураторы выставочного проекта: академик и член президиума РАХ, народный художник Российской Федерации, профессор Евгений Николаевич Максимов; член-корреспондент РАХ, профессор кафедры монументального искусства ФЦХ ПСТГУ Игорь Юрьевич Самолыго.
Сроки экспонирования: 6 марта – 21 апреля 2024 года.
Место экспонирования: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).